Инициатором акции выступил бывший пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов. «Вот вчера прилетели мы во "Внуково". Выводили нас через старый терминал, который для пассажиров из других регионов давно закрыт. Там людей загоняют в маленький коридор, и опять: сумки, паспорта… Cистему такую для пассажиров из кавказских республики ввели давно: еще в конце 90-х. Тогда, возможно, это и было эффективным, но эффективно ли это сегодня?» — задался он вопросом у себя в блоге, и спустя некоторое время пришел к выводу, что такая система не только не эффективна, но и является оскорбительной по отношению к пассажирам, и в первую очередь — к жителям северокавказских регионов. «Я предлагаю всем нам написать общее обращение от жителей кавказских республик к полпреду Хлопонину, чтоб в отношении пассажиров из Кавказа эти издевательства, по сути по национальному признаку, прекратили. В конце концов, это просто унизительно!» — предложил он.
Вероятно, предложение поддержит Общественная палата. Член Общественной палаты РФ прошлого созыва, телеведущий Максим Шевченко заявил "Правде.Ру", что он «давно уже об этом говорил». «Это касается не только кавказцев, а всех, кто прилетает из регионов Северного Кавказа», — пояснил он, отметив, что считает эту процедуры абсолютно бессмысленной, поскольку потенциальный террорист может совершенно спокойно доехать до Краснодара или Ростова-на-Дону, где сесть в самолет уже без всяких дополнительных проблем.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов не считает возможным говорить о какой-то этнической дискриминации. «Условно говоря, если мы считаем, что война, идущая в СКФО, вот эта борьба подполья является этнической особенностью горских народов, тогда — да. И спецконтроль в аэропортах тоже является дискриминацией по этническому признаку. Но ведь мы не считаем, что эта война является с этнической особенностью горских народов? Мы считаем, что эта война связана со множеством сложностей этого региона. И социальных, и биологических, и конфессиональных, и чисто политических. Соответственно, к нему необходимо особое отношение», — утверждает политолог.
По его мнению, политика в отношении Северного Кавказа стала селективной, и имеет как свои плюсы, так и вполне определенные минусы. «Ведь когда мы реализуем особое отношение к нему в бюджете, в государственных инвестиционных программах, жители региона не жалуются, — говорит Ремизов. — Так что особое отношение связано с повышенной опасностью, которая в этом регионе сконцентрирована. Точно также и меры безопасности тоже будут селективными», — отмечает он.