Но всё это — и могила на Волковом кладбище, и белый бюст вместо креста — идёт вразрез с предсмертной волей писателя. Сохранилось письмо его духовника, отца Василия Перетерского из Пантелеимоновской церкви, в котором говорится о том, что Иван Александрович просил похоронить его в Александро-Невской Лавре, и как можно скромнее. В этом же письме подчёркивается, что писатель не хотел быть погребённым на Волковом кладбище. По словам родственницы писателя, Анны Николаевны Резвецовой, Иван Александрович хотел, чтобы его погребли как простого христианина, а не как известного литератора. К тому же на «Литераторских мостках» покоится немало либеральных деятелей, идеи которых были чужды писателю. «Он был воспитан патриархально и хранил верность христианским идеалам», - говорит Анна Николаевна.
Когда в 1891 году писатель скончался, его действительно похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Сохранился снимок знаменитого фотографа Карла Буллы, который подтверждает, что могила Гончарова выглядела очень скромно: деревянный крест с лампадой и две скамеечки. Но в советское время прах писателя был поднят и перенесён туда, где Гончарову так не хотелось оказаться: на Волково кладбище.
— Могила Ивана Александровича лишилась креста уже в послевоенное время, в сорок шестом году, - рассказывает потомок писателя, Николай Борисович Резвецов. - Мы с отцом приезжали из Москвы в Ленинград, и я фотографировал этот крест — большой, деревянный, очень красивый. В дореволюционные времена семейство ухаживало за этим крестом. А после войны было принято решение о переносе праха Гончарова на «Литераторские мостки», и на новой могиле поставили постамент с бюстом. Бюст-то очень хороший, но места для креста уже не остаётся.
— Вы думаете, прах был перенесён для того, чтобы вырвать писателя из православного контекста?
— И для этого тоже! Вы знаете, как в те времена бывало: «А давайте-ка всех литераторов поместим в одном месте!» А Гончаров этого очень не хотел. У него есть одна статья, в которой говорится о том, что настали времена, когда воля умершего ни во что не ставится. Как только человек умирает, те, кто остались, говорят: а давайте-как мы сделаем всё по-своему! Именно это с ним и произошло.
— Получается какое-то профсоюзное кладбище...
— Да! А он как раз ни к каким профсоюзам себя не относил. В одном письме, отправленном после возвращения Тургенева из-за границы, Гончаров пишет: «Не дай Бог встретиться с Тургеневым. Чеченец бродит за рекой!» Он не хотел быть погребённым рядом с ним. Сложные были взаимоотношения.
В 2012 году в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске (Симбирске), на родине И.А.Гончарова, широко будет праздноваться 200-летие со дня его рождения. В юбилейный год родственники и почитатели писателя очень хотели бы перенести прах Гончарова обратно на Никольское кладбище. Вновь установить на его могиле крест. Памятник работы Ястребенецкого в этом случае будет перенесён на другое место — например, на Моховую улицу, где Гончаров жил много лет. Святейший Патриарх Кирилл, Союз писателей, учёные и литераторы поддерживают эту инициативу. Последнее слово — за Министерством культуры.
— Иван Александрович прожил очень долгую жизнь, всегда старался придерживаться «царского пути» и был светлым человеком, - говорит Анна Николаевна. - Он никогда не афишировал своей благотворительной деятельности, но очень многих людей поддерживал материально, не говоря уже о родственниках. Старался исполнять таким образом заповеди. Как он сам говорил о своём герое Илье Ильиче Обломове, его сердце золотое было, и око его не было замутнено суетой времени. Крест христианского смирения Иван Александрович нёс с честью и достоинством. И на занимаемых им должностях, и в творчестве служил Богу и Отечеству. А после революции мистическим образом разделил судьбу тех, кто был репрессирован за веру и убеждения.
27 сентября, в праздник Крестовоздвижения, в храме Воскресения Словущего на «Литераторских мостках» состоялась панихида по Ивану Александровичу Гончарову. Молилось всего несколько человек, за окнами шёл дождь, с деревьев слетали маленькие редкие листья. Но крест на аналое был украшен цветущим венком, а на окнах в алтаре краснели две большие буквы: «ХВ».
Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»