«Как говорят дети в детском саду: слон в зоопарке сдох! Медведев уволил Кудрина! Кто бы мог подумать. (…) Я же не хочу рассуждать о том, кто кого и как обидел, а считаю целесообразным подумать на тему о том, последняя ли это крупная отставка. Собственно, вопрос риторический, ответ и так всем известен, скорее, не последняя, а первая. Но почему? Что такое случилось? Выборы? Но первые-то лица остаются, так что не очень понятно, что мешает пересадить персонал Белого дома в Кремль и на Старую площадь и наоборот. Значит, играет роль какой-то другой фактор, и вот его и стоит обсудить», - пишет в своем блоге известный экономист, президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
По его словам, «этот фактор – принципиально изменения условий, в которых функционирует российская элита». «Суть этого изменения в том, что до недавнего времени она существовала в условиях постоянного избытка ресурса, вначале – за счет приватизации, затем – за счет перераспределения нефтедолларов. Соответственно, ключевым фактором включения "в команду" стало умение вести себя в рамках коллектива, слушаться правил и не высовываться, не мутить воду. В конце 90-х – начале 2000-х годов из элиты было выгнано достаточно большое количество лиц, которые этим правилам не подчинялись (некоторые – с деньгами, некоторые – без) и, году так к 2004, в нашей стране устоялось такое довольное и уверенное в себе коррупционное болото», - отметил Хазин.
«При этом, разумеется, в органах государственного управления отбор тоже производился, на тех же принципах. Соответственно, все профессионалы безжалостно выгонялись (поскольку у профессионала всегда есть МНЕНИЕ), а торжествовала серость, причем, коррумпированная. Те, более или менее квалифицированные, аппаратчики, которые остались, очень тщательно мимикрируются и, главное, специализируются теперь больше на оборотах бумаги, чем на реальных проблемах, и не очевидно, смогут ли они после многих лет вернуться к созидательной деятельности. Но зато – все тихо, спокойно и богобоязненно. Только шуршат денежные потоки», - продолжил эксперт.
По его словам, «вдруг (ну, это для них вдруг, конечно), неожиданно, стало понятно, что ресурс закончился». «Причем не просто закончился, а еще и в ситуации окончания романа с Западом. То есть просто тихо выйти на пенсию нельзя, практически невозможно, поскольку опасно и может кончиться финансовой и человеческой катастрофой. И вообще, иметь много денег можно только в том случае, если ты член элиты в своей собственной стране. А в чужой – ты будешь просто рядовым, не слишком богатым гражданином. Если, конечно, тебе не припишут участие в каком-нибудь громком деле (а гарантий нет никаких, поскольку любой чужой суд обдерет тебя как липку, даже если ты ни в чем не виноват). Да и в своей – если выгонят из власти, то довольно быстро придут люди с утюгами и паяльниками. Ну, или с купленными судами и прокурорами. И никуда не денешься», - добавил он.
Как отметил М.Хазин, «значит – нужно оставаться в России, причем на каких-нибудь значимых позициях». «С прежними аппетитами, разумеется. А количество хлебов сокращается, при одновременном увеличении количества голодных. И их нельзя просто игнорировать, потому что есть проблемы межнациональные, региональные, религиозные и прочие разные, с которыми разбираться значительно труднее, когда народ не безмолвствует. В общем, выводы простые и бесхитростные. Первое – нужно оставаться в России и сохранять в ней стабильность. Для чего нужно, чтобы некоторое критическое количество управленческих позиций занимали люди, которые хотя бы минимально понимали, как эту самую стабильность обеспечить. Для чего этих людей нужно найти, дать им возможность повышать квалификацию и расти, также освободить им соответствующие места во власти. Пусть и не самые высокие (пока, во всяком случае).
Во-вторых, нужно существенно сократить число нахлебников. И потому, что их места нужны "эффективным администраторам" (в отличие от термина "эффективный менеджер", который в современном русском языке означает либерал-клептократа с дипломом MBA, здесь никакой иронии нет), и потому, что деньги нужны на социальные программы. Поскольку они существенно лучше обеспечивают гарантии выживания для верхушки российской элиты, чем "низы" этой самой элиты», - подчеркнул экономист.
М.Хазин отметил, что сокращение это должно быть достаточно тотальным. «Напомним, что, скажем, в Европе, воровать можно только по достижению, условно говоря, генеральского чина. Все остальные живут на зарплату. А у нас даже сержанты активно воруют, а офицеры разных спецслужб, в честь получения звания майора, меняют "мерседес" на "бентли". Это безобразие должно закончиться – и оно закончится, потому что иначе генералам не выжить. То есть, из нынешней элиты (то есть тех, кто может воровать миллионами долларов) останутся от силы процентов 10-15. Или вообще никто не останется – если страна, вместе с элитой, разумеется, рухнет. В-третьих, необходимо срочно подготовить программу спасения нынешней элиты (для чего можно сделать все, что угодно), то есть программу реформирования экономики и страны в целом. Причем не только подготовить, но и реализовать. Беда только в том, что делать это некому. Писать такую программу (не говоря уже о реализации) не могут люди со стороны – они сами должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы ее можно было реализовать на практике. А таких сейчас просто нет, значит, только начать ее готовить можно только после реализации п.1, что невозможно без реализации п.2», - заметил Хазин.
По его словам, мы подошли вплотную к сегодняшним событиям. «Кудрин в условиях кризиса категорически не годится. Он не экономист, не финансист, он средненький бухгалтер (с манией величия), который может быть хорош, когда нужно не дать слишком быстро разворовать лишние деньги, но в жизни не объяснит, как накормить тремя хлебами сотни и тысячи голодных. В общем, в условиях кризиса «скрипач не нужен». Сегодня можно придумывать сотнями конспирологические версии (К<удрин> в Вашингтоне начал сепаратные политические переговоры, решил обвалить рубль в масштабах Белоруссии, чтобы закрыть дырки в бюджете, слишком сильно проворовался и так далее, и тому подобное), но это все принципиального значения не имеет. Вряд ли он делал что-то такое, чего не делал за 11 лет своего руководства Минфином. Но просто изменились времена. От человека на его посту требуется дело – к которому он не приспособлен», - продолжил Хазин.
«Разумеется, все вышесказанное не значит, что на его место будет сразу назначен толковый человек. Да и где его взять, не очень ясно. Я одного знаю, но его выгнали из Минфина еще 7 лет назад – чтобы не путался со своим знанием под ногами. И найдут ли его еще и согласится ли он в нынешней ситуации что-то делать ... Но мне кажется, что если у верхушки нашей элиты настало понимание того, что ситуация сокращения ресурса наступила всерьез и надолго – то рано или поздно к реализации перечисленных трех пунктов мы подойдем», - заключил Михаил Хазин.