«На наших глазах происходит бюрократизация церковной жизни»

Заявление Центра этно-конфессиональных исследований в связи с отказом православному журналу «Благодатный огонь» в выдаче грифа

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
1112
Время на чтение 4 минуты
Как ранее сообщалось, 13 сентября Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви (СИНФО) на своей коллегии принял решение отказать в выдаче грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом» авторитетному православному журналу «Благодатный Огонь», выходящему в свет с 1998 года и свободно распространявшемуся до сих пор в храмах. Это сомнительное решение уже вызвало ряд критических откликов. Сегодня мы предлагаем читательскому вниманию полученный нашей редакцией текст заявления Центра этно-конфессиональных исследований.

Совершенно неверно говорить, что журнал «Благодатный Огонь» - это какое-то оппозиционное издание, которое всегда было в оппозиции священноначалию. Во-первых, главный редактор журнала Сергей Иванович Носенко - человек вписанный в официальную жизнь Русской Православной Церкви, награжденный двумя церковными орденами - преподобного Сергия Радонежского и Даниила Московского, ещё при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II. Это человек, который пользуется всеобщим уважением. На страницах журнала публиковались не какие-то оппозиционные авторы, не какие-то раскольники, а ведущие представители московского духовенства. Среди авторов журнала такие уважаемые люди, как протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Валентин Асмус, игумен Феофилакт (Безукладников), который долгое время руководил богослужебной комиссией Московской епархии, диакон Георгий Максимов и другие.

Во-вторых, очевидно, что журнал «Благодатный Огонь» - это не фундаменталистское издание, напротив, этот журнал всегда занимал центристскую позицию, поскольку на его страницах подвергались критике не только либеральные, модернистские и неообновленческие тенденции в Русской Православной Церкви, но и ряд фундаменталистских тенденций. В частности была на его страницах критика в адрес излишне ретивых почитателей Григория Распутина, борцов с ИНН, была статья, посвященная «благочестивым мифам» о Великой Отечественной войне и т.д. Поэтому журнал «Благодатный огонь» - это центристское издание, которое всегда было против крайностей, которые, к сожалению, имеют место в нашей Церкви.

Многие из нас далеко не всегда разделяли все мнения, которые публиковались на страницах журнала «Благодатный огонь». Мы, например, не разделяем позицию редакции по сложнейшему вопросу имяславия, считая, что там были поверхностные, не вполне убедительные публикации, а эта проблема требует более внимательного изучения. По поводу Григория Распутина мы вполне разделяем позицию журнала, полагая, что вряд ли можно говорить о его святости. Но высказываться об этой личности надо довольно осторожно, поскольку в противном случае может быть брошена тень на святых Царственных Мучеников, что собственно и делается церковными либералами. В этом плане публикации «Благодатного огня», может быть, были не вполне взвешенными, но наличие таких разногласий - дело совершенно нормальное. В любом случае, они не должны быть причиной того, что издание не благословляется к распространению в церковных магазинах.

Возникает также и ряд других вопросов. Например, руководитель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда, в ответ на прямо заданный ему вопрос: какие магазины считаются церковными, например, те, что находятся не на церковной территории, но позиционируют себя как церковные, ответил, что он не знает. Магазин «Сретенье», который находится в Москве на ул. Большая Лубянка, а не на территории монастыря является ли церковной лавкой и распространяется на него это решение или нет?

Надо отметить, что основной пафос публикаций в журнале в последнее время заключался в защите православных традиций. У нас есть целый ряд авторов и изданий, которые более чем сомнительны в этом плане. Например, многочисленные издания, подготовленные под руководством или непосредственно самим заштатным клириком Георгием Кочетковым, а ведь его сочинения даже включены в библиографию учебника по миссиологии, по которому занимаются наши семинаристы. Также газета «Кифа», издаваемая его братством, получила гриф СИНФО, и, наконец, сочинения протоиерея Александра Меня, более чем сомнительные во многих моментах, теперь тоже благословляются к реализации в церковных магазинах.

Это всё рождает третье недоумение, которое касается канонической стороны. СИНФО - это синодальная структура, отдел, некая группа чиновников, в чью функцию входит вырабатывать рекомендации для священноначалия. Принципиальные же решения, с точки зрения канонического строя нашей Церкви, принимаются только священноначалием. Значит теперь, если священноначалие добровольно делегирует часть своих полномочий СИНФО и соглашается с тем, что его решение давать или не давать гриф является окончательным, как голос самой Церкви, то возникает вопрос: а как же быть со священником Георгием Кочетковым? О его деятельности есть решение, как московской рабочей группы синодальной комиссии, так и самой богословской синодальной комиссии, где сказано, что целый ряд утверждений данного автора, в частности, в его учебнике «Катехизис для катехизаторов» не соответствуют православному вероучению. По этой логике получается, что это решение тоже окончательное. Как же теперь относиться к тому, что этот священник всюду уже принят на официальном уровне и его учебник рекомендован к использованию для будущих миссионеров? Получаются сплошные несуразности и несоответствия…

Это подтверждает наши выводы о том, что, к сожалению, на наших глазах происходит бюрократизация церковной жизни, когда установленный один раз бюрократический порядок подменяет, во-первых, соборность и наличие естественного разномыслия в рамках православного вероучения, а во-вторых, просто подрывает каноническое устроение самой Церкви. На этом фоне неумеренные восторги, которые сейчас раздаются в некоторых либеральных церковных кругах, выглядят, если сказать очень мягко и политкорректно, очень несерьезно. Соображения вежливости, к сожалению, не позволяют нам выразиться более жестко.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29