В Харькове после сноса памятника Героям революции на площади Конституции, которая расположена в историческом центре города перед Свято-Покровским мужским монастырем, решили сделать реконструкции площади. Идея Евро 2012 настолько увлекла градостроителей, что, похоже, стала определяющей и в концепции предстоящей реконструкции.
Учитывая особое историческое значение центральной площади города, уместно предложить наполнение, которое идейно и архитектурно будет гармонировать со сложившейся исторической застройкой.
Поэтому мы, представители общественной организации «Русь Триединая» от православной общественности Харькова, еще 18 мая обратились к Митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму с просьбой благословить идею установки на этом месте памятника Покрова Пресвятой Богородицы и Слобожанским Святым: Архиепископу Онуфрию, святителю Иоасафу Белгородскому, святителю Афанасию Цареградскому, Лубенскому чудотворцу, Святителю Мелетию и Священномученику Александру.
В письме мы обратили внимание на то, что «Свято-Покровский монастырь являлся и является духовной доминантой нашего города, поэтому установка памятника перед монастырем идейно и композиционно обоснованна.
Эта композиция выявит неразрывную связь времен и послужит напоминанием харьковчанам, что город наш строился, выстоял в годы оккупации и продолжает расти при заступничестве Пресвятой Богородицы и молитвенной помощи святых подвижников нашего края. В этой связи было бы уместно переименовать площадь Конституции в площадь Покровскую, все это окажет благотворное влияние на молодежь, послужит духовному оздоровлению общества и призовет Благодать Божию на наш Богохранимый город Харьков.
Во время проведения общественных слушаний на тему «Обсуждение градостроительного обоснования площади Конституции города Харькова», которые состоялись 23 мая 2011 года, это предложение было передано главному архитектору города Харькова С.Г.Чечельницкому.
Через некоторое время харьковчане узнали, что на площади Конституции собираются поставить Украину-Нику. В закрытом конкурсе проектов городские власти пригласили участвовать тех харьковчан, которых рекомендовал Союз художников. Также в конкурсе проектов участвовал «Казацкий казан», Языческая Украина, обряд Купалы. Не обошлось без Тризуба.
На Украине, в течение последних двадцати лет, принято ставить на охрану политических завоеваний княжеский знак Рюриковичей – Тризуб, который был характерен для языческой дохристианской Руси. После Крещения Руси на тризубе появился крест, а разные княжества обзавелись гербами, в Киеве, к примеру, был архангел Михаил. Но в новом варианте герб Украины, как и в языческие времена, опять без креста.
На фоне потрясающей идейной убогости, представленной на конкурсе, первое место заняла 12-метровая женщина на шаре. Украину почему то представили в образе древнегреческой богини Ники, крылатой девы. Такой полет мысли явил скульптор Александр Ридный, который, судя по всему, специализируется на памятниках Независимости.
Как пояснили общественности, «Ника — исторически проверенный образ триумфа, победы, государственности». Но вот у многих харьковчан языческая богиня Ника на шаре вызвала целый ряд других устойчивых ассоциаций, которые никак не вяжутся с победными реляциями.
Во-первых, не совсем понятно, что это за победа и кого над кем? Если факт независимости Украины воспринимать как победу, то за двадцать лет, должны созреть очевидные плоды этого события. Ведь «всякое дерево познается по плодам». Может, нам за это время удалось победить безработицу, массовое обнищание народа или демографический спад?
Также мы видим в скульптуре налицо совмещение двух языческих божеств, двух символов. Обычно на шаре изображается слепая и капризная Фортуна, которая неожиданно возносит человека, а потом низвергает и давит поверженную жертву колесом. Понятно, что такой символ никак не мог соответствовать оптимистичному замыслу скульптора, поэтому женщину на шаре назвали Никой.
Похоже, этот памятник отражает восприятие жизни узкой группы людей, как победу в некой игре. Но если вглядеться, то мы видим, как непрочна может быть эта победа. Уж крайне неустойчива Ника, подпрыгнувшая на шаре, если мы продолжим ее движение, то после такого прыжка на шаре падение неминуемо. Скульптор зафиксировал одно мгновение, но если мы отобразим последующее мгновение, то оно будет не столь радужным и веселым. Мы увидим, как беспечная хрупкая богиня Ника-Украина будет раздавлена тяжелым шаром. Такого рода примерами наша жизнь изобилует, ведь на Украине возможны любые неожиданные сюжеты, можно быть премьером, а потом оказаться в тюремной камере.
Памятник обычно ставится на века. Если он фиксирует один чей-то мгновенный взлет, то нужно подумать, как его воспримут потомки. Такой памятник может напоминать последующим поколениям, что бывает с теми, кто после головокружительного успеха забывает, что победа от Господа!
Ведь за беспечным взлетом происходит падение, и это будет памятник Нике, по которой прошлось колесо истории. Но самое главное, совершенно не понятно, как Православный монастырь и старейшее каменное строение Харькова Покровский Собор будет смотреться на фоне языческой богини? Но градостроительный совет, как выяснилось, не стал останавливаться на достигнутом, и 26 августа 2011 года был одобрен проект реконструкции исторического музея на площади Конституции.
На архитектурные особенности нового проекта, который оказался копией еврейского музея в Берлине, обратила внимание харьковская художница Ольга Гребенник и в интернете в своем блоге разместила комментарии к данному проекту. Приводим выдержки ее комментария под заголовком: «Сами себе ЛИБЕ-СКИНД(ы)», «Воскресный пост родному городу»:
«Многое меня возмущает в сегодняшних планах города что-то переделать, «шоб было красиво», но этот проект возмутил совсем уж своей бестактностью и безграмотностью.
Так и Харькову понадобился Либескинд, без Либескинда. Мол, сами сделаем проект, да не хуже, чем в Берлине.
Архитектор Либескинд вдохновлялся образом еврейского шалаша сукка, который возводился из кустарников и веток деревьев еврейским народом к празднику Суккот.
Интересно, чем вдохновлялись харьковские авторы, если результат получился одинаковым?
На академическом языке это называется архитектурная цитата, а прямым тек-стом - неприкрытый плагиат на почве идейной недостаточности.
И если берлинский проект - это всего лишь крытый внутренний двор, то в Харькове - это немасштабный, по отношению к площади гигантский куб, обвола-кивающий историческое здание…
Давно уже выработано справедливое правило - каждая эпоха имеет свой архи-тектурно-пластический язык, сформированный внешними событиями и миро-ощущением. Тогда зачем красить музей - здание с мотивами древнерусского зодчества с красивейшей кирпичной кладкой (кирпичный стиль) в жёлтенький, чтоб согласовать его с классическими бекетовскими постройками. Это нонсенс!!!! Перекраска здания полностью снивелирует его стиль.
Я уже не говорю о здании конструктивизма, стоящего ниже дома с "градусником" по Бурсацкому спуску, на который сегодня активно привешивают классический декор.
Кому это нужно? Футбольным заграничным болельщикам?
Выводов никаких писать не буду, думайте сами».
P.S. Пост написан, учитывая право свободы мысли и слова в Украине (статья конституции № 34).
Суккот, Праздник кущей — один из основных праздников еврейского народа.
Харьков - многонациональный и многоконфессиональный город, при всем уважении к еврейским традициям следует отметить, что наш город был основан людьми православного вероисповедания, и подавляющее число жителей Харькова - люди православные. Хочется надеяться, что мнение харьковчан и архитектурные традиции, сложившиеся в нашем городе при таких важных градостроительных решениях, будут учтены.
Сергей Моисеев, председатель правления ХООО «Русь Триединая»
1. удивляться нечему