Закон, в первую очередь, должен определить, что такое образование, каков его статус в современном российском обществе, и ответ на этот вопрос, в свою очередь, должен исходить из некой стратегии российской государственности. Оставив в стороне вопрос о теоретическом и практическом проявлении такой стратегии и бурных реалиях обшественно-политической жизни, обратимся к рассуждению «по делам».
Очевидно, что все продолжающаяся «реформа» российского образования, при всей непроработанности и принципиальной непонятности меняющихся «стандартов», вызывающих резкую реакцию общества, имеет общую ориентацию на современные формы европейского образования. Установление единства образовательных стандартов для Европы стало следствием ее объединения, и предполагается, что в условиях современной экономической и культурной глобализации необходимо и для России приобрести соответствие устанавливаемым стандартам.
Как относиться к такого рода процессу? В духовной культуре Православия в отношении к явлениям действительности заповедано следовать «царскому пути», то есть трезвенному рассуждению, – не отвергать осуждая, не принимать не рассуждая. Современная глобализация является фактом современности, который можно оценивать по-разному, но очевидно, что отнюдь не для всех членов и европейского сообщества отказ от национальной идентичности и кризис традиционных ценностей является самодостаточным благом.
В исторической русской саморефлексии одним из ключевых вопросов всегда был вопрос отношения России и Запада, и во многом от ответа на этот вопрос зависит то самое определение исторической стратегии. Россия, безусловно, открыта культурному пространству Запада, но исходя из своей истории, и исторической задачи (если она признается), должна следовать своему пути, который позволяет сохранить самобытность, как основу жизни. Подражание никогда не являлось творчеством, которое единственно рождает новое и может дать ответы на вызовы современности.
Для русской системы образования всегда была характерна связь образования как получения связной системы знаний о мире и навыков их применения с воспитанием, то есть формированием такой же целостной системы нравственных ориентиров, что в определенной мере было усвоено и советской школой. Всякий педагог знает, что воспитание мировоззрения, сознательных качеств души есть самая сложная задача образования, отказываться от которой, является принципиальной ошибкой.
Недостаточность либерально-гуманитарной риторики в области нравственных категорий исходит из самой недостаточности секулярных «общечеловеческих ценностей», которые всегда будут безосновны вне духовной вертикали. Как можно учить добру, справедливости, правде вне свидетельства о Боге? И если в школьном образовании отсутствует религиозное начало, то на каком основании будет строиться воспитание?
В проекте закона говорится о воспитании как создании «условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства», и при этом подчеркивается «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». При этом не определяется, из чего исходят «духовно-нравственные ценности» (ведь вводится понятие не материального характера – «дух»), каким образом определяется единство «принятых в обществе правил», при очевидном, в любом обществе, различии таковых норм. Что представляет собой «светский характер» образования, а также запрещение «религиозной пропаганды».
Безусловно, всякий закон имеет прежде всего юридически-прагматический характер и, возможно, не предполагает богословско-философских, этических отступлений, но должна присутствовать понятийная определенность, которая как раз должна исходить из ясной мировоззренческой позиции, а не абстрактной общности «гуманистических» лозунгов. Также, подобная неопределенность в законе, вольно или невольно оставляет пространство для последующего произвольного толкования в подзаконных нормативных документах.
И наконец, принципиальный вопрос, если воспитание осуществляется в интересах «человека, семьи, общества, государства», то как, при определяемом в законе «светском» характере образования, будут осуществляться права тех, для кого нравственные нормы (те самые «духовно-нравственные ценности») имеют религиозные основания,
С этой точки зрения, хотелось бы подержать поправки к закону, которые предлагаются в обращении И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова, известных специалистов в области государственно-профессиональных отношений, давно и глубоко занимающихся этой темой.
– В определении «ценностей» воспитания безусловно должна быть подчеркнута ориентация на традиционные, исторически обозначенные нормы, свойственные российскому обществу.
– Закон должен поддерживать приоритетное право родителей на «воспитание, обучение, охрану здоровья и гармоничное развитие своих детей перед всеми другими лицами», которое обеспечивает воспитание в традиционных ценностях и позволяет преодолевать возможные и известные недостатки «ювенальной юстиции». Должны быть законодательно определены активные формы участия и контроля родителей в образовательном и воспитательном процессе.
– Должны быть более полно определены критерии получения бесплатного образования (в т.ч. и дополнительного в школе), вплоть до конкретно указываемых в предлагаемых поправках норм (к пр. «не может быть менее половины количества таких мест в бакалавриате»).
– Закон должен определять возможность создания классов и учебных заведений «с религиозно-культурным компонентом» по согласию участников образовательного процесса, с ясно обозначенными правилами участия и контроля традиционных религиозных организаций.
– Также полно должен быть обозначен статус «духовных образовательных организаций» и содержания образовательного стандарта по направлению «Теология», с обеспечением для религиозных организаций права формирования и контроля его конфессиональной специализации.
– Безусловно необходимо включение в закон поправок, связанных, с т.н. «сексуальным просвещением», в предложенной бескомпромиссной редакции.
Исходя из общей концептуальной неопределенности этого проекта, который, не выходит за пределы прагматически-экономической («сырьевой») утилитарности строя жизни современного российского общества, и всего объема принципиальной критики, возникшей после его публикации, следует прийти к выводу о необходимости создания новой редакции закона. С организацией новой рабочей группы, более представительной по числу участников (должны быть представлены школа, ВУЗ, академическая наука, профессиональное образование), и более способной к созданию исторически обоснованной и стратегически-перспективной концепции российского образования.
Андрей Викторович Разин, преподаватель кафедры теологии РГППУ (Екатеринбург), специально для «Русской народной линии»