Войска литовского князя Ягайло и татарского темника (темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана) Мамая должны были соединиться на Оке, откуда предполагалось начать общий поход на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович, узнав в конце июля 1380 года о движении татарских орд, обратился к русским князьям с призывом собрать все силы для отпора врагу. Пунктами сбора русских дружин стали Москва и Коломна, где собралось 100-150 тысяч воинов, в основном москвичей, и из земель, признавших власть московского князя.
Утро 8 сентября (ст. ст.) было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Телебея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мертвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до русских войск, в то время как Челубей оказался выбитым из седла. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников — Туляк). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конем с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем Великого князя.
Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка, русское воинство было оттеснено к реке, русские боевые порядки окончательно перемешались. Лишь на правом фланге атаки монголов не увенчались успехом, т.к. там монгольским воинам приходилось взбираться на крутой холм.
Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы монголов стал решающим. Монгольская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.
Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и, увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить бой или хотя бы прикрыть отступление было некому. Поэтому все татарское войско побежало.
Куликовская битва – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.
В этот день в 1854 г. в сражении на реке Альме в ходе Крымской войны русские войска потерпели поражение, сегодня мы чтим память воинов, погибших в сражении на Альме. Это было первое крупное сражение Крымской войны между войсками коалиции Великобритании, Франции и Турции, с одной стороны, и России — с другой. Высадка экспедиционного корпуса коалиции в Евпатории, начавшаяся 2 (14) сентября 1854 года, не встретила сопротивления, и за первые дни сентября на берег было переправлено около 61 тысячи солдат. Армия двинулась вдоль побережья на юг, к Севастополю — базе Черноморского флота России и основной цели союзников в Крымской кампании. На полпути к Севастополю, у устья реки Альмы, размещалась русская армия, ставившая своей целью остановить продвижение союзников и не допустить захвата Севастополя с ходу, поскольку город в этот момент совершенно не был подготовлен к обороне.
Русскую армию возглавлял генерал-адъютант князь Александр Сергеевич Меншиков. Он располагал 35 тысячами солдат и 84 орудиями. Союзные силы высадились в 50 км к северу от Севастополя. Сражение началось в полдень ударом французских войск генерала Боске. На высоты левого фланга русских обрушился артиллерийский огонь с моря, а затем и оказавшийся поразительно эффективным огонь французской пехоты из нарезных штуцеров (нарезное ружье с низкой скорострельностью). В центре, у моста через Альму, русские упорно дрались и не сдавали позиций до тех пор, пока французы не открыли по ним огонь с захваченных высот. В общей сложности мост удерживался в течение семи часов. Отступление, несмотря на то, что проходило под убийственным стрелковым и артиллерийским огнем, производилось достаточно организованно. Русские потеряли только три пушки и ни одного знамени. Однако в руки союзников попал портфель с бумагами главнокомандующего князя Меншикова.
После начала общего отхода русских войск ни французы, ни англичане не решились на преследование, провожая отступающих исключительно артиллерийским огнем. Главная причина отказа союзников от преследования — размер потерь личного состава, который потряс английское и французское командование. Общие потери союзников в сражении на Альме составили от 4000 до 4500 человек, русских — около 6000.
Также сегодня мы вспоминаем известного государственного и церковного деятеля, писателя и поэта архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) (1681–1736). Архиепископ Феофан (Прокопович) (в миру Елиазар (Елисей) родился 8 июня 1681 г. в семье киевского купца. Воспитывался дядей, ректором Киевской академии. Учился в Киевской академии; в 1698 г. отправился в Рим, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене с именем Самуил. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился в Православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан. Преподавал в Киевской академии поэтику, риторику, философию и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения Царем Софийского собора (1706); произносил также панегирики Царю по поводу Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В том же 1711 г. Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 г. вызвал в новую столицу.
К тому времени игумен Феофан уже был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей. В Киеве он создал и известнейшее из своих драматических произведений, силлабическую трагикомедию Владимир (поставлена в 1705 г.), где равноапостольный Князь, принявший Христианство, выставлен как образец просвещенного Монарха, одолевшего вековое невежество.
В петербургских проповедях («О власти и чести Царской» и др.) всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов. В 1718 г. был рукоположен в епископа Псковского; с 1720 г. – архиепископ Новгородский. Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути – закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная Царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. Кроме Духовного регламента, написал также введение к Морскому уставу и Слово похвальное о флоте Российском (оба в 1719 г.), Розыск исторический (1721), Правда воли Монаршей (1722) и другие сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. После смерти Петра I авторитет архиепископа Феофана пошатнулся, однако он упрочил свое положение в 1730-е годы, при Императрице Анне Ивановне.
Архиепископ Феофан внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк (участвовавший, в частности, в написании Истории Петра Великого, изданной в 1773 г.) оказал большое влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик – на А.Д.Кантемира. Скончался архиепископ Феофан (Прокопович) 8 сентября 1736 г.
Также сегодня мы вспоминаем маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна (1897-1982). Он родился 2 декабря 1897 г. в городе Елисаветполь, в семье рабочего-железнодорожника. Армянин. С 1915 г. служил в армии, окончил школу прапорщиков в 1917 г. Участник Гражданской войны. В 1923-1931 гг. - командир кавалерийского полка. Окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе в 1934 г., Военную академию Генштаба в 1938 г.
С началом Великой Отечественной войны - заместитель начальника штаба, а с декабря 1941 г. - начальник штаба Юго-Западного фронта, одновременно штаба войск юго-западного направления. С июля 1942 г. командовал 16-й армией (с мая 1943 г. -11-я гвардейская), отличившейся в Орловской наступательной операции. С ноября 1943 г. командовал 1-м Прибалтийским фронтом. За выдающиеся результаты, достигнутые войсками фронта в Белорусской операции, и личное мужество 29 июля 1944 г. генералу армии Баграмяну присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1945 г. - командующий Земландской группой войск, с апреля 1945 г. - командующий 3-м Белорусским фронтом.
После войны Баграмян был командующим войсками Прибалтийского военного округа, главным инспектором Министерства обороны СССР - заместителем министра обороны СССР, начальником Военной академии Генштаба. Маршал Советского Союза (1955). С 1958 г. - заместитель министра обороны - начальник Тыла Вооруженных сил СССР. С 1968 г. - в Группе генеральных инспекторов Минобороны СССР. 1 декабря 1977 г. за заслуги перед Вооруженными силами СССР и в связи с 80-летием награжден второй медалью «3олотая Звезда». Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
Также сегодня мы вспоминаем поэтессу, «музу речки Клязьмы», Марию Алексеевну Поспелову (1780-1805) и актрису Александринского театра, часто выступавшую на монархических собраниях и съездах, Марию Гавриловну Савину (урожд. Славич) (1854-1915).