Диакон Владимир Василик: «Пресвятая Богородица не нуждается в ложной славе»

Известный богослов о Рождестве Пресвятой Богородицы и монофизитской и латинской ересях

Прежде всего, хотелось бы поздравить читателей «Русской народной линии» с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Нельзя без волнения слушать слова стихиры Рождества Богородицы: «Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог / Престол свят на земли Себе предуготова: / утвердивый мудростию Небеса / Небо одушевленное человеколюбием содела, / от неплоднаго бо корене / сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, / Иже чудес Бог / и ненадеющихся надежда, / Господи, слава Тебе».

Для православных то, что Бог есть Бог чудес и ненадеющихся надежда, было засвидетельствовано в самый День Пресвятой Богородицы 631 год назад, когда на поле Куликовом, с помощью Божией, русский народ, пролив реки крови, смог сломить ордынское иго и спасти Русь от страшного кровавого джихада, который намеревался устроить Мамай. Пресвятая Богородица показала, что именно она хранит судьбы России и является игуменьей своего Дома – Святой Руси.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы не упомянут в Святом Писании, но он присутствует в Священном Предании, в так называемом протоевангелии от Иакова, в котором рассказывается о том, как праведный Иоаким и Анна были бездетными и терпели поношения от своих соплеменников так, что даже не принимались их жертвенные дары. Но пришло время, когда их терпение, смирение и незлобие получили заслуженную награду. Они принесли Богу величайший дар и величайшую жертву, самый прекрасный плод на Земле – Пресвятую Пречистую Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. Её чтит весь православный и неправославный мир, монофизитские церкви и католический мир.

Но православное почитание Пресвятой Богородицы отличается от того, как Богородицу почитают монофизиты и католики. В связи с этим вспоминаются слова из Великого канона: «Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем». В крайних вариантах монофизитства Пресвятую Деву почитают наравне со Христом, Самого же Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Деву отрывают от всего рода человеческого и утверждают, что Иисус Христос был единосущен по человечеству своей Матери, но не единосущен нам. Таково было учение Евтихия и Диаскора, кстати, последнего монофизиты почитают как святого, хотя это злостный еретик, осужденный Вселенским Собором. К сожалению, римокатолики с течением времени не избежали подобного соблазна. Некоторые их богословы называют Пресвятую Деву соискупительницей рода человеческого и даже вменяют её человеческие материнские страдания в соискупительный подвиг Христу, считая, что она претерпевала такое же страдание на Голгофе. Естественно, православное вероучение принять подобное учение не может. Для нас есть один Искупитель, един Спаситель, един Ходатай и Посредник спасения нашего, един Избавитель рода человеческого Господь наш Иисус Христос. Страдания же святых вменяются им самим и служат для их большей личной славы.

Пресвятая Дева благодаря своему материнскому подвигу получила великий дар молитвы и ходатайства за род человеческий, когда Спаситель вручил на кресте в лице Иоанна Богослова весь верующий народ её молитве, заботе и предстательству, сказав: «Жено, се сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Иоанн 19:25-30). Мы знаем, что часто Пресвятая Дева своими молитвами вымаливала как отдельных людей, так и целые народы. Из Священного Предания мы знаем, что её предстательство не является бесконечным и беспредельным. В этом смысле интересно явление, которое было авве Георгию в 551 году перед страшным землетрясением. Это событие отражено в 51 рассказе «Луга духовного», когда он видел Господа, сидящего на Престоле, и тысячи людей умоляли Его о чем-то, а Он пребывал непреклонным. Наконец подошла к Престолу величественная жена, Приснодева, облаченная в пурпур, которая сказала: «Хотя бы ради меня, пощади их!». Он же пребывал непреклонным. Поэтому авва Георгий плакал, сокрушался и говорил, что гнев Божий придет. И действительно, около 9-го часа сотряслась земля и пали города на Финикийском побережье, в результате погибли десятки тысяч людей.

Пресвятая Дева является великой, но смиренной служительницей нашего спасения. Это прекрасно показывает евангельское чтение о Канне Галилейской, когда «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» (Иоанн 2: 1-11). В этом было её величие, ее материнский подвиг, - отойти в сторону, смириться с волей Господа и сказать: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38) и призывать всех верующих делать то, что повелевает нам делать Господь Иисус Христос.

Резкое различие с монофизитами и католиками не мешает нам высоко почитать Деву Марию как Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, которая в своем смиренном служении, в вочеловечивании самого Господа, поднялась выше ангельской природы, выше огненных ангельских чинов. Мы почитаем Пресвятую Деву как не имеющую личного греха, хотя и не свободную от связи с адамовой природой и соответственно с тем, что именуется «первородным грехом». Мы считаем, что Пресвятая Дева по своему человечеству нуждалась и в искуплении, и в воскресении, и в даре пятидесятницы. Мы знаем, что она присутствовала со святыми апостолами во время пятидесятницы и так же, как и они, приняла дар Святаго Духа. Хотя она приняла Святаго Духа в Благовещении, но, тем не менее, для её спасения и ее личного освящения всё это было необходимо. Мы знаем, что она, как все люди, подверглась жребию смерти, но она воскресла вслед за своим возлюбленным Сыном. Её судьба, подвиг и жребий удивительны и непостижимы для людей. Поэтому Церковь сложила множество удивительно духовных и умилительных песнопений, посвященных ей.

Действительно, Рождество Пресвятой Богородицы - это радостный день, потому что мы празднуем начало нашего спасения, как это и воспевает Церковь - «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». В этом песнопении ощущается глубокий христологизм православного сознания, который дает нам подлинное понимание величия Пресвятой Богородицы, которая, как известно, не нуждается в ложной славе.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Яблокову и Андрею

Диоскора почитают, в частности,копты и эфиопы. У эфиопов есть литургия св.Диоскора. При чем здесь Божия Матерь? При том, что монофизиты впадают в крайности в Ее почитании. У них есть даже литургия, посвященная Богородице. И католики, правда с другого края, повторили их заблуждения.

2. монофизиты и Богородица?

я не понял при чем здесь монофизитство (еретическое учением о Христе). какая связь с Богородицей?

Андрей Н. / 22.09.2011

1. Re: Диакон Владимир Василик: «Пресвятая Богородица не нуждается в ложной славе»

"Крайних вариантов монофизитства" давно уже не существует. Существует только умеренное монофизитство - севирианство. "Таково было учение Евтихия и Диаскора, кстати, последнего монофизиты почитают как святого" Кто из современных монофизитов-миафизитов его почитает за святого? "Мы знаем, что она, как все люди, подверглась жребию смерти, но она воскресла вслед за своим возлюбленным Сыном." В.Лосский празднословил о добровольной смерти Богородицы...

М.Яблоков / 21.09.2011
Владимир Василик:
«То, что сделала Водонаева, гораздо ниже проституции»
О призыве модели «не рожать стране рабов»
19.02.2020
Легитимность защиты Отечества поставлена под вопрос?
Если запретить освящать оружие массового поражения, то тогда надо запрещать освящение всякого оружия
14.02.2020
«Он прожил удивительно долгую и богатую жизнь»
На 104-м году жизни скончался легендарный советский разведчик Алексей Ботян
13.02.2020
Страшно ли утратить доверие педерастов и выродков?
Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, испугавшись критики со стороны ЛГБТ, заявили, что не считают брак союзом мужчины и женщины
12.02.2020
Пора анонимного христианства миновала
Если власти проигнорируют предложение Святейшего Патриарха Кирилла — Россию ожидает страшное потрясение
07.02.2020
Все статьи автора