Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: «Пресвятая Богородица не нуждается в ложной славе»

21.09.2011


Известный богослов о Рождестве Пресвятой Богородицы и монофизитской и латинской ересях …

Прежде всего, хотелось бы поздравить читателей «Русской народной линии» с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Нельзя без волнения слушать слова стихиры Рождества Богородицы: «Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог / Престол свят на земли Себе предуготова: / утвердивый мудростию Небеса / Небо одушевленное человеколюбием содела, / от неплоднаго бо корене / сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, / Иже чудес Бог / и ненадеющихся надежда, / Господи, слава Тебе».

Для православных то, что Бог есть Бог чудес и ненадеющихся надежда, было засвидетельствовано в самый День Пресвятой Богородицы 631 год назад, когда на поле Куликовом, с помощью Божией, русский народ, пролив реки крови, смог сломить ордынское иго и спасти Русь от страшного кровавого джихада, который намеревался устроить Мамай. Пресвятая Богородица показала, что именно она хранит судьбы России и является игуменьей своего Дома – Святой Руси.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы не упомянут в Святом Писании, но он присутствует в Священном Предании, в так называемом протоевангелии от Иакова, в котором рассказывается о том, как праведный Иоаким и Анна были бездетными и терпели поношения от своих соплеменников так, что даже не принимались их жертвенные дары. Но пришло время, когда их терпение, смирение и незлобие получили заслуженную награду. Они принесли Богу величайший дар и величайшую жертву, самый прекрасный плод на Земле – Пресвятую Пречистую Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. Её чтит весь православный и неправославный мир, монофизитские церкви и католический мир.

Но православное почитание Пресвятой Богородицы отличается от того, как Богородицу почитают монофизиты и католики. В связи с этим вспоминаются слова из Великого канона: «Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем». В крайних вариантах монофизитства Пресвятую Деву почитают наравне со Христом, Самого же Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Деву отрывают от всего рода человеческого и утверждают, что Иисус Христос был единосущен по человечеству своей Матери, но не единосущен нам. Таково было учение Евтихия и Диаскора, кстати, последнего монофизиты почитают как святого, хотя это злостный еретик, осужденный Вселенским Собором. К сожалению, римокатолики с течением времени не избежали подобного соблазна. Некоторые их богословы называют Пресвятую Деву соискупительницей рода человеческого и даже вменяют её человеческие материнские страдания в соискупительный подвиг Христу, считая, что она претерпевала такое же страдание на Голгофе. Естественно, православное вероучение принять подобное учение не может. Для нас есть один Искупитель, един Спаситель, един Ходатай и Посредник спасения нашего, един Избавитель рода человеческого Господь наш Иисус Христос. Страдания же святых вменяются им самим и служат для их большей личной славы.

Пресвятая Дева благодаря своему материнскому подвигу получила великий дар молитвы и ходатайства за род человеческий, когда Спаситель вручил на кресте в лице Иоанна Богослова весь верующий народ её молитве, заботе и предстательству, сказав: «Жено, се сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Иоанн 19:25-30). Мы знаем, что часто Пресвятая Дева своими молитвами вымаливала как отдельных людей, так и целые народы. Из Священного Предания мы знаем, что её предстательство не является бесконечным и беспредельным. В этом смысле интересно явление, которое было авве Георгию в 551 году перед страшным землетрясением. Это событие отражено в 51 рассказе «Луга духовного», когда он видел Господа, сидящего на Престоле, и тысячи людей умоляли Его о чем-то, а Он пребывал непреклонным. Наконец подошла к Престолу величественная жена, Приснодева, облаченная в пурпур, которая сказала: «Хотя бы ради меня, пощади их!». Он же пребывал непреклонным. Поэтому авва Георгий плакал, сокрушался и говорил, что гнев Божий придет. И действительно, около 9-го часа сотряслась земля и пали города на Финикийском побережье, в результате погибли десятки тысяч людей.

Пресвятая Дева является великой, но смиренной служительницей нашего спасения. Это прекрасно показывает евангельское чтение о Канне Галилейской, когда «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» (Иоанн 2: 1-11). В этом было её величие, ее материнский подвиг, - отойти в сторону, смириться с волей Господа и сказать: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38) и призывать всех верующих делать то, что повелевает нам делать Господь Иисус Христос.

Резкое различие с монофизитами и католиками не мешает нам высоко почитать Деву Марию как Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, которая в своем смиренном служении, в вочеловечивании самого Господа, поднялась выше ангельской природы, выше огненных ангельских чинов. Мы почитаем Пресвятую Деву как не имеющую личного греха, хотя и не свободную от связи с адамовой природой и соответственно с тем, что именуется «первородным грехом». Мы считаем, что Пресвятая Дева по своему человечеству нуждалась и в искуплении, и в воскресении, и в даре пятидесятницы. Мы знаем, что она присутствовала со святыми апостолами во время пятидесятницы и так же, как и они, приняла дар Святаго Духа. Хотя она приняла Святаго Духа в Благовещении, но, тем не менее, для её спасения и ее личного освящения всё это было необходимо. Мы знаем, что она, как все люди, подверглась жребию смерти, но она воскресла вслед за своим возлюбленным Сыном. Её судьба, подвиг и жребий удивительны и непостижимы для людей. Поэтому Церковь сложила множество удивительно духовных и умилительных песнопений, посвященных ей.

Действительно, Рождество Пресвятой Богородицы - это радостный день, потому что мы празднуем начало нашего спасения, как это и воспевает Церковь - «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». В этом песнопении ощущается глубокий христологизм православного сознания, который дает нам подлинное понимание величия Пресвятой Богородицы, которая, как известно, не нуждается в ложной славе.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. диакон Владимир Василик : Яблокову и Андрею
2011-09-25 в 20:45

Диоскора почитают, в частности,копты и эфиопы.
У эфиопов есть литургия св.Диоскора.
При чем здесь Божия Матерь?
При том, что монофизиты впадают в крайности в Ее почитании.
У них есть даже литургия, посвященная Богородице.
И католики, правда с другого края, повторили их заблуждения.
2. Андрей Н. : монофизиты и Богородица?
2011-09-22 в 18:03

я не понял при чем здесь монофизитство (еретическое учением о Христе). какая связь с Богородицей?
1. М.Яблоков : Re: Диакон Владимир Василик: «Пресвятая Богородица не нуждается в ложной славе»
2011-09-21 в 19:36

"Крайних вариантов монофизитства" давно уже не существует. Существует только умеренное монофизитство - севирианство.

"Таково было учение Евтихия и Диаскора, кстати, последнего монофизиты почитают как святого"
Кто из современных монофизитов-миафизитов его почитает за святого?

"Мы знаем, что она, как все люди, подверглась жребию смерти, но она воскресла вслед за своим возлюбленным Сыном."
В.Лосский празднословил о добровольной смерти Богородицы...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме