Неразрывно с понятием школа присутствует понятие учитель, которое насколько глубоко и величественно, настолько и ответственно - тот, кому родители доверяют свое самое сокровенное, своего ребенка, осуществляя с ним совместное формирование новой личности. Учитель принимает на себя огромную духовную ответственность, так как участвует не столько в развитии внешних качеств и сухой передачи информации ученику, сколько участвует в устроении внутреннего человека, наполняет его глубоким содержанием.
После развала СССР на школу обрушивается целый ряд реформ. Каких только опытов не проводилось, какие только псевдо учителя не захаживали в ее стены, от пропагандистов секспросвета до проповедников дианетики. И теперь финальным аккордом всех этих реформаций школы выступает законопроект «Об образовании в Российской Федерации». В данном проекте закона прослеживается стремление к полной коммерциализации школы, конкретной атеистичности, игнорировании кадетского образования, вымывания понятия патриотизма. Эти стремления выявляют собой полное неприятие законотворцами наличия в школе духовно-нравственного образования, воспитания патриотизма в учениках, прививания им любви к Отечеству, что также подтверждается сокращением часов, отведенных на изучение отечественной истории и литературы, отказ от включения в образовательный процесс изучения Закона Божия, ведь именно в нем содержится вся основа нравственности. И все это при том, что 75% из граждан РФ, по данным ВЦИОМ, являются православными. При таком подходе постепенно утрачивается смысловое понятие школа, преобразуясь в сухое юридическое определение «образовательное учреждение», а учитель, перестав учить и воспитывать, отдавая частичку себя, вкладывая душу, из формального педагога облечется в образ поставщика образовательных услуг. Таким образом, заложниками противоправной реформы образования, которую стараются закрепить (читай прикрыть, завуалировать) законодательно, становимся все мы - учителя, ученики, родители.
Учителя подпадают под акции сокращения или реорганизации так называемых «нерентабельных» школ (здесь вспоминаются реформы 90-х годов, когда объявлялись нерентабельными золотые прииски), вследствие чего происходит сокращение часов, перевод на нижеоплачиваемые ставки и т.п., то есть создаются условия для самостоятельного ухода из школы.
И не стоит думать, что это удел разоренных деревень в глубинке. Со слов президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, план работы Департамента образования Москвы на 2010-2011 годы предусматривает избавление от 19 «малокомплектных» школ из разных округов, в том числе путём их реорганизации. И все это происходит, несмотря на то, что нормы, изложенные в Конституции РФ, такие действия определяют противоправными. Это подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П, где говорится: «Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть». В виду того, что в комментируемой статье 43 Конституции в равной степени говорится о дошкольном, основном общем и среднем профессиональном образовании, то и приводимые разъяснения Конституционного суда в равной степени распространяются на основное общее и среднее профессиональное образование.
Конституция РФ п 2. ст. 43 гарантирует общедоступность и безплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Под этой нормой, изложенной в высшем государственном законе (которому не может противоречить любой ФЗ), подразумевается качественное образование, что, по сути, является государственным инвестированием в будущее страны. Огромное множество публикаций ученых, педагогов, аналитиков, публицистов, анализирующих образовательную реформу и предложенный к обсуждению проект закона об образовании, указывают, что производимое реформирование образования ведет к его ущербности и критическому ухудшению.
Ученики старших классов в рамках «егэизации всей страны» «попадают» вдвойне, так как для них увеличивается учебная нагрузка. Кроме ежедневных занятий в школе они вынуждены подготавливаться к сдаче ЕГЭ у репетиторов (узких специалистов по решению кроссвордов, головоломок, решая которые нужно угадать ответ-мнение составителя) вне основного учебного времени. По сути, получается, что занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ - это не закрепление и повторение пройденного материала в школе, а некий другой, отдельный учебный процесс.
А в чем же тогда пресловутая эффективность ЕГЭ? Что может показать такого рода опрос с вариантами ответов? Максимум - эрудицию. Решая такие кроссворды, отличник вполне может получить тройку, так же как и троечник ответить на более высокие баллы, полагаясь на принцип «угадал-не угадал».
Родителям остается скорбно созерцать «дебилизацию» своих детей или собственными силами исправлять ситуацию путем определения своих чад в негосударственные образовательные учреждения, лицеи, гимназии, кадетские корпуса, где принципы образования, воспитания, учительства пока еще сохраняются. Но многие ли смогут себе это позволить?
Остается задаться вопросом, что в итоге проводимого реформирования образования, закрепленного новым законом «Об образовании в РФ» мы получим и зачем это нужно? Предполагаю, что с учетом массового пополнения России мигрантами из стран ближнего зарубежья, вероятно, требуется некий единый стандарт образования, выражаясь юридическим термином «ниже низшего». А так как по результатам ЕГЭ по Русскому языку на протяжении последних лет лидируют Чечня и Дагестан, остается только выразить искреннюю благодарность гн-у Фурсенко и иже с ним - спОсибА за рИформуАбрОзАванЕя!
Александр Скаков, международное общественное движение «За Веру Православную»
1. Простое решение