В те дни Александр Дмитриевич подарил мне и свою небольшую недавно изданную книгу «Ф.М.Достоевский и философская критика рубежа ХІХ-ХХ веков» (Симферополь: Крым. Архив, 1994. - 93 с.), написанную на основе кандидатской диссертации.
Он подписал ее, начиная со слов «Дорогому...», и зная-то меня несколько дней. Можно сказать, что это была обычная пустая формальность. Но в случае с автором этой книги, точнее было бы увидеть доверчивость и доверие, что ты не окажешься «дешевым», а станешь (или уже являешься?) именно «дорогим». Потому и подписывалась она «с душевной приязнью».
К тому времени я достаточно долго уже интересовался Ф.М.Достоевским, читал не только его, но и о нем (в т.ч. М.М.Бахтина и др.). Но и в этом ряду предельно скромное издание мне показалось интересным. Здесь нельзя было не заметить глубокого знатока Ф.М.Достоевского. И не просто знатока, а профессионального литературоведа, рассматривающего русского классика и его критиков с основания православных ценностей.
Много ли даже сегодня найдётся диссертаций, где открыто бы отстаивались православные воззрения на русскую историю, литературу? А ведь в книжке А.Д.Терлецкий имел смелость написать, напечатать и защищать то, что вовсе не обещало положительный результат, в смысле успешности защиты диссертации. Прошедшие годы не только не изменили моего тогдашнего впечатления о книге и авторе, но ещё и укрепили его. И сегодня еще более определённо можно утверждать, что А.Д.Терлецкий является одним из лучших современных литературоведов, глубоко понимающих жизнь, воззрения и наследие как Ф.М.Достоевского, так и в целом русскую литературу XIX - нач. XX веков. В последние годы он начинает выступать и по некоторым непростым духовным, нравственным, общественно-политическим проблемам.
Из-за скромности Александра Дмитриевича, отсутствия всякого стремления к активному распространению своих взглядов, к саморекламе, основательность его суждений пока не могут оценить широкие круги ценителей русской классики. Но даже те немногие публикации, которые можно прочитать на «Русской народной линии» - несомненное свидетельство его зрелого, основательного рассуждения.
Александр Дмитриевич не заискивает у «сильных мира сего», но и не топчет слабого (имею ввиду его профессиональную сферу). В его тексты необходимо вчитываться, а его позицию - всесторонне обдумывать. Но чего мы здесь никогда не встретим - так это желания выделиться, сострить, показать свое «я». Он не торгует ценностями. Его принципиальные воззрения всегда открытые, чёткие и безкомпромиссные.
Мы коснулись только некоторых моментов его профессиональной деятельности, которые неразрывно связаны с его глубинным пониманием смысла жизни и ответственностью за своё дело. Но даже и она, на мой взгляд, не является главной его целью, его подлинно-единственным смыслом жизни. Но в эти пределы мне не хотелось бы распахивать двери. Приведу лишь один фрагмент из его текста: «Если мы с Божьей помощью научимся к каждому своему слову, поступку (труднее всего - помыслу) прилагать ясный и определенный критерий Христовой Истины, основанной на целомудрии, смирении и правильной любви (см.: 1 Кор. 13, 1-8) и следовать Ей всей своей жизнью, - все бесовские усилия запутать нас, сбить с пути спасения, смутить наши души и утопить их в смрадном болоте греха - все эти козни диавольские останутся тщетными. Тогда, по слову апостола Павла, никто и ничто не сможет «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 8, 39)»..
Дорогой Александр Дмитриевич! Ты не всегда «удобен» в общении, ты не всегда «с лёту» соглашаешься с собеседником, у тебя есть твоё, заветное, дорогое, которое ты отстаиваешь безо всякой интеллигентской толерантности.
Храни и укрепляй то, о чём порой мы можем только вздыхать. Оставайся таким же неговоруном, ибо «язык простуживает душу».
Насколько я могу понять: ты стараешься «стоять и держать предания».
Хочу пожелать тебе того же и в дальнейшем.
Мы немного в глаза высказывали тебе тёплых слов, да и то чаще шутя. Здесь их так же не много. Но ты, наверняка, догадываешься, что их гораздо больше. И не только у меня, но и у Ольги, Александра, Андрея, твоих крестников, коллег, студентов...
Уверен, что и много других твоих ближних и дальних скажут и пожелают тебе всякого добра, помолятся о твоем «тихом и безмолвном житии во всяком благочестии и чистоте».
В название этих заметок я поставил строку из стихотворения Н.Рубцова, а завершить хочу словами небезизвестного тебе иеромонаха Романа (Матюшина), нашего тёзку и коллегу (в миру).
И хотя мы видим, что «осень уже за порогом у нас», но будем довольны и тем, что «не пришла ещё ночка тёмная».
Желаем тебе здравия духовного и телесного.
Не забывай нас и ты.
С низким искренним поклоном все мы. Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук (Харьков), специально для «Русской народной линии»
Редакция РНЛ присоединяется к поздравлениям А.Д.Каплина и от всей души желает замечательному русскому литературоведу, кандидату филологических наук, доценту Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, постоянному автору «Русской народной линии» Александру Дмитриевичу Терлецкому, который отмечает 18 сентября 50-летний юбилей, многая и благая лета, здоровья, сил и новых творческих свершений.
2. С юбилеем!
1. Многая лета!