«На завершившемся не так давно в казахстанской Астане саммите глав стран СНГ белорусский президент озвучил (как утверждают многие СМИ, с подачи Кремля) идею о том, чтобы оперативные силы коллективного реагирования применялись не только для нейтрализации внешней угрозы, но и для осуществления противодействия реализации силового "оранжевого сценария" по образцу ливийских событий. Однако, по словам генсека ОДКБ Николая Бордюжи, Александр Лукашенко "использовал в своих целях и вульгаризировал" российское предложение. Притом что коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ могут использоваться лишь для защиты конституционного строя, это касается лишь ситуации, когда "существует угроза жизни и безопасности граждан, происходят массовые грабежи и мародерство". Тогда ОДКБ может вмешаться, а то, "что произошло в декабре 2010 года в Минске, – это внутреннее дело государства"», - заявил в интервью порталу KM.RU известный политолог Сергей Михеев.
По его словам, «на первый взгляд такая оговорка и отказ однозначно гарантировать сохранение существующего в Белоруссии статус-кво преследует цель и в дальнейшем оказывать давление на белорусского лидера, с тем, чтобы сделать его более сговорчивым по тем переговорным позициям, которые представляются важными российским властям». «В том числе в вопросах наращивания интеграционного взаимодействия. Надо сказать, что в последнее время Москва и Минск и так уже добились значимых успехов в этом направлении. Здесь можно вспомнить и сделку по "Белтрансгазу" и создание Таможенного союза. Тем не менее, нашему руководству наверняка памятны совсем еще недавние препирательства с Лукашенко по этим и многим другим вопросам. В условиях нарастания экономических проблем и финансовых неурядиц внутри страны удержание власти становится для него отнюдь не тривиальной задачей. Однако дать ему почувствовать собственную неуязвимость, видимо, не входит в планы Кремля», - продолжил С.Михеев.
«С другой стороны, российские власти трудно упрекнуть в непоследовательности. Как известно, в ходе прошлогодних волнений в Киргизии, которые завершились сменой режима Бакиева, также вставал вопрос об использовании потенциала ОДКБ для наведения порядка в этой стране. Однако Москва предпочла воздержаться от этого и не влезать в киргизские междоусобицы. Можно, конечно, спорить, правильно это или нет, но, судя по всему, Кремль пока не готов взять на себя смелость вмешиваться во внутренние процессы в государствах на постсоветском пространстве, даже если они могут быть инспирированы извне. Поскольку, как правило, подобные технологии используют наши западные "партнеры", можно предположить, что речь идет о банальном желании избежать конфронтации с Западом по этому вопросу», - добавил политолог.
По его словам, «вообще, показательно, что позиция российских властей по вопросу о целевом назначении коллективных сил оперативного реагирования разделяется такими либеральными деятелями, как глава околоправительственного ИНСОРа Игорь Юргенс». «Который, напомню, заявил, что "ОДКБ должно действовать в особых ситуациях: терроризм, экстремизм, создание внутренней угрозы извне". Например, в случае когда "исламские террористы, проплаченные из-за рубежа, врываются на территорию Таджикистана". Очевидно, что прозападная белорусская оппозиция в глазах наших либералов по определению не тянет на экстремистскую силу, которая реализует в своей антиправительственной деятельности "внутреннюю угрозу извне". И совсем другое дело исламские экстремисты», - добавил Михеев.
«Вообще, что касается ситуации в Белоруссии, то, на мой взгляд, Россия крайне не заинтересована в насильственном свержении и отстранении от власти Александра Лукашенко. Притом что он зачастую демонстрирует несговорчивость, и его если и можно назвать пророссийским, то только с большой натяжкой. Просто в настоящий момент среди претендентов на власть никакой реальной альтернативы ему не просматривается. В Белоруссии просто нет другого политика, который обладает такой популярностью среди населения и ресурсами для того, чтобы удерживать ситуацию под контролем. Не говоря уже о том, что даже если в республике появится перспективный политик, который будет декларировать настрой на продолжение диалога с Москвой, то в случае прихода к власти он почти наверняка осуществит внешнеполитический крен в сторону Запада», - заключил Сергей Михеев.