Я бы прокомментировал этот поступок как шаг глубоко верующего человека, действующего по совести. Георгий Сергеевич Полтавченко в православной среде известен как человек глубоко и серьезно верующий, разбирающийся в догматических вопросах, знающий историю России и Церкви, искренне любящий и Церковь и Россию. А как замечательно сказал Александр Сергеевич Пушкин:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его».
Георгий Сергеевич как государственный человек глубоко понимает значение народных святынь, в том числе и кладбищ, для сохранения и преображения духа русского народа, а тем самым и для сохранения благосостояния и расцвета России. Потому что индикатор благополучия общества это его отношение к старикам и своим усопшим. В этом смысле советское общество, к сожалению, было глубоко неблагополучно, когда кладбища уничтожались, сносились или застраивались. После войны был даже нелепый проект создания парка культуры на месте Смоленского кладбища. К счастью, усилиями ленинградцев, переживших Блокаду, этот проект был отменен. Но часть Смоленского кладбища была застроена заводом имени Козицкого.
Эта печальная судьба не миновала и Митрофаньевское кладбище, которое весьма значимо для петербуржцев, поскольку это одно из старейших кладбищ, названо по имени несохранившейся церкви святителя Митрофания Воронежского. Там погребены многие благочестивый русские люди, в том числе и блаженный странник Александр Крайнев, жертвы холерных эпидемий. К сожалению, большая часть кладбища оказалась снесенной и застроенной. А теперь застройщики хотели уничтожить и то, что от него осталось. Слава Богу, что Георгий Сергеевич по велению совести приехал и вмешался в ситуацию.
Однако предстоит ещё много трудов по спасению и восстановлению кладбищ. Недавно я побывал на Смоленском кладбище и ужаснулся тому, что увидел: перевернутые, оскверненные вандалами и сатанистами надгробья, и целые участки старого кладбища, которые отведены под новые захоронения, которые само собой базируются на старых захоронениях. Принцип такой, если за могилой никто не ухаживает определенное количество времени, то могила объявляется бесхозной и сносится. Но этот принцип несправедливый и неправедный, потому что при нынешней малосемейности, при разрыве семейных связей, при неблагодарности детей к родителям и к прародителям, которое усиленно насаждаются СМИ, при том, что велась и ведется работа по уничтожению семьи и изживанию уважения к могилам, подобная постановка вопроса означает уничтожение большей части могил. Кроме того, многие лишались возможности иметь детей не по своей вине, лишались потомков по внешним причинам. Подобная практика дает неограниченную возможность для произвола, для бесконтрольного обогащения «кладбищенской мафии», а ведь хорошо известно, сколько всё это стоит. Участок даже не на очень престижном Южном кладбище стоит 25-30 тысяч дополнительно к цене участка, только за то, чтобы похоронили поближе к часовне, недалеко от входа. А что уж говорить о Смоленском, Волковском кладбищах и других. Подобную практику необходимо остановить и обеспечить нормальную охрану кладбищ.
На Смоленском, Волковском, Богословском кладбищах находятся ценнейшие с духовной и культурной точки зрения надгробья великих деятелей науки, культуры, истории, подвижников благочестия, неканонизированных святых конца XIX - начала ХХ веков. Если мы не хотим остаться без нашего духовного и исторического наследия, это все срочно надо спасать. В обстановке равнодушия, цинизма, разгула вандализма, варварства и сатанизма необходимы срочные меры по спасению наших кладбищ. Отрадно, что Георгий Сергеевич сделал первый и весьма важный в этом направлении шаг. Известно, что он благоговейно относится к церковным святыням, часто посещает Святую гору Афон, не афишируя это. Пожелаем ему успехов в его многотрудной деятельности и будем в меру собственных сил поддерживать его благие и достойные начинания.
Полтавченко в течение многих лет являлся прихожанином Троицкого Измайловского собора и очень много сделал для его реставрации. Он помогал в восстановлении Новодевичьего монастыря, доказывал свою церковность делом, помогал он и церковным людям.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
1. Хочется верить