Двадцатисерийный фильм Николая Досталя – первая за многие годы попытка вернуться на столетия назад, в неспокойное время правления Тишайшего царя. Раскол в лоне церкви становится расколом между государством и народом, священнослужителями и прихожанами, делит русских людей на никониан и староверов. Переворачивает историю огромной страны, сообщает телеканал «Культура».
XVII век потребовал не стилизации, а исторической достоверности. Сценарист Михаил Кураев и режиссер Николай Досталь изучали гравюры, летописи, труды известных историков. Убранство Грановитой палаты, царских покоев, Патриаршего дворца художник Павел Пархоменко воссоздал в павильонах «Мосфильма». А вот исчезнувший город Пустозёрск пришлось строить заново – на берегу Кандалакшского залива. В пригороде Ростова Великого за время съемок выросло целое старообрядческое поселение.
Великие люди, незаслуженно забытые, потерявшиеся на страницах нашей истории, оживают в картине Николая Досталя, чтобы рассказать свою правду о далеком, темном времени. Режиссер специально не приглашал на главные роли известных артистов, знакомые лица – только в эпизодах. После долгих и масштабных кастингов ставка была сделана на талантливых театральных артистов: Валерия Гришко, Дмитрия Тихонова, Юлию Мельникову. В роли протопопа Аввакума – Александр Коротков.
Старообрядцы: миллионы русских людей, на столетия забытые историей, но бережно хранившие свою культуру, знания и веру. К чему привел раскол, и слышим ли мы эхо тех далеких дней? «Триста лет мы наступаем на те же самые грабли. Все, что было в XVII веке, очень многое, к сожалению, все, что было негативного, сохранилось и сейчас. Фильм очень современный, и какие-то ситуации считываются просто очень явно с XVII века. И мне кажется, что картина очень нужна сегодняшнему зрителю», - уверен Николай Досталь.
Несмотря на свое название, «Раскол» создавался с одной целью – объединить россиян в осмыслении своего прошлого и помочь извлечь из него полезные уроки.