Сергей Довлатов не был антисоветским писателем

Николай Коняев о творчестве и жизни популярного советского писателя в связи с 70-летием со дня его рождения

ДелоРус 
0
1649
3 сентября писателю Сергею Довлатову исполнилось бы 70 лет. Несмотря на то что Довлатов умер более 20 лет назад, споры о его личности и творчестве не утихают до сих пор, а беспристрастная биография одного из самых популярных писателей России конца XX века так и не написана, отмечает Lenta.Ru. О Сергее Довлатове «Русской народной линии» рассказал известный русский писатель Николай Коняев:

Сергей Довлатов был талантливым и, главное, внутренне честным человеком. В нем не было той ожесточенности, которая зачастую и способных людей заставляла совершать поступки, которые их не украшали.
 
Сергей Довлатов никогда не декларировал того, что он антисоветский писатель, что он борется с советским режимом. Он пытался вписаться в советскую действительность, работал в советских газетах, журналах, пытался издавать книги. Не его вина в том, что ему не удалось этого сделать. Советская действительность отторгала все, что не вписывается в параметры, которые были определены идеологией и практикой советской системы.
 
Довлатов жил жизнью беспутника. Для уважаемого писателя такое слово некрасиво, но, с другой стороны, оно очень точно определяет характер его жизни. Он злоупотреблял алкоголем, не все было благополучно в его семейной жизни (у него было несколько семей). Многие его повести, рассказы, романы не были у нас тогда напечатаны по «цензурным» причинам. 
 
Это был очень способный человек, по-человечески очень отзывчивый. Я вспоминаю свой опыт общения с ним. Как-то я принес рассказ на Литобъединение при Союзе писателей, где Довлатов был старостой. Он прочитал мой рассказ, одобрил его, а позже на заседании Литобъединения счел необходимым сказать, что этот рассказ он считает достаточно интересным, - для того, чтобы я мог вступить в Литобъединение. 
 
Люди, которые соприкасались с Довлатовым, отмечали, что, несмотря на собственную нелегкую жизнь, писатель занимался проблемами и других людей. 
 
Несмотря на еврейское происхождение, он был насквозь советским человеком, хорошо усвоившим обычаи русско-советской жизни. Будучи в Америке, он полностью оставался гражданином и патриотом нашей страны. 
 
Я люблю прозу Довлатова. Но все-таки мне кажется, что его влияние на литературу преувеличено. Какого-то ошеломляющего прорыва в его прозе не совершалось. Это хорошая, добротная, честная проза. Но такая проза в принципе была в России и тогда, была представлена и после его отъезда. Поэтому, на мой взгляд, это надумано, что он создал какое-то новое направление в литературе.
 
Он не был человеком, который создавал направления. Он создавал свой литературный мир. Он хорош, интересен, но не более того. Да и он сам, мне кажется, менее всего думал об этом – чтобы стать вождем какого-то направления и заполучить учеников, которые следовали бы его курсом. У него были совершенно иные задачи и устремления. Довлатов существовал сам по себе, пребывая в той литературной действительности, которую он сам создавал. 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Давайте, будем честными

С Вороновым согласен. Советизм и русизм вещи разные, хотя первый не мог быть создан без второго. Русский, потерявший дух своей народности, но не умеющий потерять в принципе свой народный характер (воспитанный досоветскими бабками по правилам внутреннего человека: "не зазнавайся", "пусть тебя хвалят другие, сам не хвались", ""я" - "последняя буква в алфавите...") действительно становился советским и привычную свою русскую жертвенность положил на алтарь нового отечества, о котором провидец Розанов ещё в 1912 г. сказал: "И "новое здание" с чертами ослиного в себе, повалится в третьем-четвёртом поколении". Это было пророчество о мёртворождавшемся советизме, прилепившемся к русскому народному характеру. Отсюда и усилия поколений тех Русских, кто всеми силами боролся с этим химерическим союзом. Первый натиск Русского Возрождения 60-80-х гг. был отбит теми "советскими", которые сознательно, как Троцкий, использовали русское дерзновение в своих целях. Об этом горько писал поэт: "...Но тропы опечатаны / Не тронь! / Не воскреси! / Последние внучата мы / Несбывшейся Руси"... Верим, пока несбывшейся! Марксизм как главная основа советизма был так силён, что даже "красный Август" с его силищей то-ли не сумел с ним справиться, то-ли не хотел, хотя вроде бы кое-что наметилось... Но расстрелы лучших русских политиков 1949 года все-таки свидетельствуют о смерти этого наметившегося при Сталине самобытного явления в верхах, вылившегося в его знаменитый тост 1945 г. за здравие Русского Народа. И поднялись те советские, кто постепенно загрёб власть к 1991 году.
В.Н.Шульгин / 04.09.2011, 20:04

15. Re: Сергей Довлатов не был антисоветским писателем

Все же часть людей считает себя советской, а другая часть - нет. и она никогда не смешаются, как масло с водой. К сожалению, в несоветской части все образованные.
дезинфектор / 04.09.2011, 18:43

14. Cлишком много скабрезности

Скабрезности много в его произведениях,поэтому я выкинул его книги из дома и детям не дам.Проживут они без довлатовых,гайдаров и прочих.
Филиппъ / 04.09.2011, 16:33

13. Ф. Ф. Воронов – 9

Приятно разговаривать с человеком, у которого есть опыт хотя бы в определённой части совпадает с твоим. «-- советскость или русскость?» Вполне ожидаемый вопрос. Ответ – для советского русского, будем говорить о послевоенном времени, вряд ли было существенно копаться кто он. Он был безусловно в своих глазах русским, и не возражал быть советским. Советские гидростанции, освоение целинных земель (не будем сейчас останавливаться на ошибках этого плана), Спутник и Гагарин, БАМ, баллистические ракеты на Красной площади, крупнейшие атомные ледоколы, а и доступные для того чтобы увидеть своими глазами и потрогать руками Байкал, великие русские реки Европы и Сибири, Алтай, Урал, Карелию, не считая потных и шумных Крыма и Сочи да Прибалтийских заповедников. За этими советскими достижениями и сам русский человек, и многие другие неангажированные нерусские люди СССР видели достижения именно русского человека. Название «советский» было не то чтобы не стыдным. Оно было расширенным синонимом русского. Теперь – к африканским студентам. Специально не говорю о латиноамериканцах. Этот Народ самодостаточен и сам способен на построение собственного «Советского Союза». На период летних каникул ряд из них оправлялся в свои «стройотряды» на родной континент. Что бы не случилось дурно некоторым участникам форума, которым становится плохо при упоминании Зои, Кошевого и других, дальше пусть не читают. У этих африканских студентов это были партизанские отряды чёрного континента. Против колонизаторов и компрадоров. Надеюсь, что и вы считаете Зою, Олега русскими, хотя они очевидно и советские. В этом случае разделять у героев комсомольцев русскость и советскость – вряд ли стоит. Ну а как тогда говорить о (героях) рябятах из Африки, которые могли и не вернуться к изучению профессий медика энергетика или строителя, вполне обеспечивающих в дальнейшем их материально в будущем, в начале учебного года в сентябре в Москву. «Советскость» там у них или «русскость». Теперь поближе и к России, и к теме советскости. После срочной многие ребята некоторое время переписывались. С какой тоской писали о армейском прошлом те же узбеки, таджики русским из своих азий. Солдаты были, кстати, неплохие и товарищи. Сомневаюсь, что они становились русскими – ну как забудешь хотя бы мутную холодную речку, несущуюся через родной посёлок, и маму. Кем же они становились за два-три года и о чём так жалели тогда? Длинно написано. Извините. - Чего говорить о нобелевском лауреате Гинзбурге, с ним и его и так всё ясно. Нет предмета для разговора. Лучше вспомним об Отсе. Георг Отс пел много хороших советских песен, о которых можно без натяжки сказать русские советские песни. Пел без фальши. (если угодно http://sovmusic.ru/download.php?fname=odinokay)
Читатель / 04.09.2011, 14:01

12. Из "Соло на ундервуде"

- Толя, - зову я Наймана, - пойдемте в гости к Леве Друскину. - Не пойду, - говорит, - какой-то он советский. - То есть, как это советский? Вы ошибаетесь! - Ну, антисоветский. Какая разница.
Анна де Бейль / 04.09.2011, 10:05

11. Автору : «святцы»

Телевизионный официальный поминальник выставил в окошко телевизора ещё одну фамилию бедолаги. Не удивительно – где возьмут иных подобные? - «В один ручей нельзя ступить дважды. Но можно сквозь толщу воды различить усеянное консервными банками дно. А за пышными театральными декорациями увидеть кирпичную стену, веревки, огнетушитель и хмельных работяг. Это известно всем, кто хоть раз побывал за кулисами...» С.Довлатов Удивительно зачем откликаться так громко – «обстоятельными» статьями – на такого духовного грамотея.
Читатель / 04.09.2011, 06:28

10. Re: Сергей Довлатов не был антисоветским писателем

Солженицыну, как большому все-таки художнику, можно верить в том, что он видел собственными глазами. Вот эпизод из “Ракового Корпуса”: -- Ну, так на чем мы остановились? Продолжим. Ахмаджан за это время нашел четвертого, молодого казаха с лестницы, и пока на своей кровати разгоряченно рассказывал ему по-русски, дополняя руками, <strong> как наши, русские, били турок</strong> (он вчера вечером ходил в другой корпус и там смотрел кино "Взятие Плевны"). Теперь они оба подтянулись сюда, опять уставили дощечку между кроватями, и Чалый, еще повеселевший, быстрыми ловкими руками перекидывал карты, показывая им образцы: -- Значит -- фуль, так? Это когда сходится у тебя тройка одних, пара других. Понял, чечмек? <strong> -- Я -- не чечмек,-- без обиды отряхнулся Ахмаджан.-- Это я до армии был чечмек. </strong> Чалый, хоть и мнит себя русским, но это блатной, который национальности не имеет. Колбасная эмиграция 90-х, обличающая совков, наполовину состоит из таких. А вот Ахмаджан уже не совсем казах. В советской армии он приобрел еще что-то очень ценное – понятие о справедливости. И теперь он не чечмек, а брат русскому и болеет за героев Плевны. Советские русские люди – это люди без спеси. Большинство было такими и до февральской революции. Меньшинство, которое было запачкано в грехе душевладения и продовало крепостных христиан или меняло их на борзых щенков, уехало. Туда им и дорога. Но спесивый дух, дух Чалого живет в блатных и во всякого рода внутренних эмигрантах.
Лесничий А.Л. / 04.09.2011, 04:41

9. Читателю, на 2. И другое.

Отчасти согласен. Интересный вопрос сам по себе, что же усваивали иностранные студенты (или среднеазиаты) -- советскость или русскость? Дело в том, что под советским могло скрываться русское (а могло и нет), поэтому, на мой взгляд, усваивали они, конечно, "советскость", но с ней могли зачерпнуть и много хорошего. (Я лично знал латиноамериканцев или самых чернейших негров из Африки, которые, поучившись в Ленинграде-Петербурге или Воронеже, на полном серьезе "обрусевали".) Смысл моей реплики был не в том, чтобы поругать или похвалить евреев, а в том, чтобы указать на факт, кажущийся мне очевидным, в связи с общим вопросом о соотношении русского и советского. Конкретно про академика Гинзбурга. Я отношусь к нему с уважением, невзирая на нелепые и идиотские (эпитеты можно продолжить) выпады против Церкви. Потому что понимаю их происхождение. Он -- действительно выдающийся физик, внесший помимо всего прочего большой вклад в советскую оборону. Думаю, что он был вполне советским человеком, советским патриотом-государственником. Но для него за "советским" не скрывалось ничего "русского". Поэтому когда на сцену вдруг вышло то, что его в советской школе приучили считать плохим: религия, особенно православие, монархизм и т.д. (в общем, разное "мракобесие", как его учили), то он отреагировал самым естественным образом. В этом смысле он так же типичен, как менее талантливые советские евреи, которые заселили пресловутый Брайтон-Бич и подобные места и создали там себе "микроскопический Советский Союз". А что еще они могли создать? Опять же, говорю не с целью обругать, а как констатация факта. Кстати, это и была среда, в которой находился Довлатов после эмиграции (он редактировал газету "Новый Американец" именно для такой аудитории). Сам Довлатов был талантливый человек, говорят, добрый и хороший. Пусть земля ему будет пухом! (Кстати, как полуеврей, полуармянин, он хорошо иллюстрирует "многонациональный советский народ".)
Ф. Ф. Воронов / 04.09.2011, 01:31

8. Re: Сергей Довлатов не был антисоветским писателем

Ну почему евреи отчасти создали хомо советикуса? Я возражаю. Они создали его целиком. Во всяком случае, именно такую задачу евреи себе ставили. Отголоски именно этой задачи мы можем обнаружить в себе, прямо, честно и неподкупно глядя в зеркало и вопрошая сам себя (по любому поводу): кто, если не я? Я - должен! Я - обязан! Я - не я буду, сам себе руки не подам, ведь дело чести и совести! Комиссары, пионеры, салют! Я - преодолею, превозмогу, я, я, Я!!! Вот это и есть чисто еврейское, антихристианское мироощущение.
Ирина Фр. / 03.09.2011, 21:25

7. Re: Сергей Довлатов не был антисоветским писателем

Вроде бы ставшие “советскими”, евреи сотнями тысяч уезжали из СССР в Израиль и США. Какие же они тогда советские? Незрелое рассуждение. Они как были евреями, так ими и остались. А вот некоторые, уехавшие русские, оказались ни советскими, ни русскими. И уехав, делом подтвердили, что они никакие, а так .. Материал для плавильного котла. Русские люди в Советском Союзе пели:“Не нужен нам берег Турецкий и Африка нам не нужна” Патриотами они были –русские советские люди. Патриотами, а не космополитами.
Лесничий А.Л. / 03.09.2011, 20:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Михайлович Коняев
Современный классик, воспевший Россию от
Крещения до наших дней
30.09.2024
Нерукотворная ограда
К 75-летию писателя Николая Коняева
26.08.2024
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Все статьи Николай Михайлович Коняев
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45