Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово (ныне Малиновка). Когда Марии исполнилось 13 лет, она вместе с сестрой Прасковьей в первый раз пришла к преподобному Серафиму Саровскому. Это случилось 21 ноября 1823 года в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Великий старец, провидя, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Таким образом, 13-летняя Мария Семеновна подступила в число избранных Серафимовых сирот, в общину матушки Александры.
С ранних лет она начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвига даже сестер общины, отличавшихся строгостью жизни. Непрестанная молитва была ее пищей, и только на необходимые вопросы она отвечала с кротостью. Она была почти молчальница, и батюшка Серафим особенно нежно и исключительно любил ее, посвящая во все откровения свои, будущую славу обители и другие великие духовные тайны.
Вскоре после поступления Марии в общину при Казанской церкви Царица Небесная благоволила создать рядом с этой общиной новую, с которой и началось создание обетованной Царицей Небесной матушке Александре обители.
В течение четырех лет подвизалась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой общины.
Преподобная Марфа прожила в обители всего шесть лет и в 19 лет от рождения мирно и тихо отошла ко Господу. 21 августа 1829 года Дивеевская обитель лишилась этой чудной, святой жизни отроковицы, Марии Семеновны Милюковой, схимонахини Марфы. Предузнав духом час ее кончины, преподобный Серафим вдруг заплакал и с величайшей скорбью сказал о. Павлу, своему соседу по келии: "Павел! А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!"
В 2000 г. схимонахиня Марфа причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, и ныне ее мощи почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре.
Сегодня мы также вспоминаем поэта и литературного критика Ивана Александровича Аксёнова (1884-1935).
Завтра Святая Церковь вспоминает одного из лидеров русского монархического движения епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева), принявшего мученическую кончину в 1918 году.
Он родился в 1858 г. в Симбирской губернии в семье священника и в миру звался Михаилом Васильевичем. В 1882 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, служил преподавателем духовных училищ в Киеве, а с 1890 г. - преподаватель Киевской духовной семинарии, был активным миссионером. В годы революционной смуты принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, в 1906-08 гг. был членом Совета Киевского отдела Русской Монархической Партии, членом Киевского отдела Русского Собрания. От имени монархистов выступал с требованиями к властям укротить деятельность революционеров и навести порядок. Был делегатом 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве в октябре 1906 г. 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве мае 1907 г., на котором выступал с речью о необходимости объединения монархистов.
Овдовев, в 1908 г. принял постриг, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. Стал активным участником монархического движения в Москве, ближайшим сподвижником председателя Русского Монархического Союза сщмч. протоиерея Иоанна Восторгова. Был активным участником теоретического клуба монархистов Москвы - Русского Монархического Собрания, членом Правления Собрания, часто выступал с докладами. С 1909 г. назначен настоятелем Московского Ново-Спасского ставропигиального монастыря. Был членом оргкомитета по созыву монархического съезда в Москве в 1909 г., участвовал в работе 5-го Всероссийского монархического съезда в Петербурге в 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда. В день открытия съезда он выступил с речью, в которой призвал всех монархистов к объединению в "плотную, несокрушимую рать". В целях противостояния "повсеместному падению религиозного чувства в народе" советовал учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ. На одном из монархических собраний в Москве выступил речь о значении расследовавшегося в Киеве ритуального убийства православного отрока Андрея Ющинского. Пытался привлечь общественное внимание к бедственному положению православного белорусского населения. В июле 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Принимал участие в Совещании монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав Совета монархических съездов, призывал к борьбе с Прогрессивным блоком.
В январе 1917 г. назначен на самостоятельную кафедру - епископом Орловским и Севским. Вскоре после февральской революции против него начались гонения за монархические взгляды и деятельность, и в мае 1917 г. владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске, а с января 1918 г. был переведен в Спасо-Преображенский монастырь г. Вязьмы. Имел репутацию "прекрасного проповедника, оратора и администратора". Неудивительно, что своими яркими проповедями владыка быстро завоевал любовь верующих, и монастырский храм стал заполняться молящимися. 22 августа 1918 г. владыка был арестован по абсурдному обвинению в "организации белогвардейского восстания". Мужественно переносил глумления и побои в тюрьме. 4 сентября был приговорен к расстрелу. Во время казни владыка горячо молился за казнимых, был убит последним. Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ.Завтра также день памяти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, скончавшегося 22 августа 1883 года. Он родился 28 октября 1818 г. в Орле, учился сначала в Московском, а затем Петербургском университете. После окончания учебы некоторое время жил в Берлине. В 1843 г., вернувшись в Россию, Тургенев напечатал поэму "Параша", сочувственно встреченную критикой. Крупный успех впервые имел небольшой рассказ "Хорь и Калиныч" (1847), положивший начало широко известным "Запискам охотника" и оказавший большое влияние на развитие русской литературы.
В своих художественных произведениях Тургенев был ярким выразителем общественных течений и настроений своего времени ("Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети"). В них писатель ярко показал образы "лишних людей", далеких от практических нужд России, чуждых Православию и народу, пытающихся учить простой русский народ строить некий неведомый утопический мир. В последнем своем крупном романе "Новь" Тургенев решительно отвергает как революционный, так и либерально-космополитический путь развития России, предпочитая постепенное неспешное реформирование народной жизни без разрушения национальных основ.
В этот же день, 4 сентября 1943 г., произошла знаменитая встреча И.В.Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), произошел кардинальный поворот в политике советского государства в отношении Церкви.