Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Александр Миняйло: Образование должно быть духовно-нравственным, фундаментальным и целостным

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 01.09.2011


Известный священник в День знаний рассуждает о приоритетах развития российской школы …

1 сентября в России традиционно отмечается День знаний - это день начала нового учебного года для школьников, студентов, учителей и преподавателей. Мы попросили высказаться о значении этого праздника и о приоритетах в развитии образования ректора Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктора экономических наук, профессора, протоиерея Александра Миняйло:

Конечно, День знаний имеет огромное значение в жизни каждого человека, потому что образование в государстве - важнейшая составляющая нации, потому качественное образование выпускает в дальнейшем не просто специалистов, а именно делает человека человеком. Вот что самое важное.

Прежде чем говорить об образовании, надо поставить вопрос - для какого общества и для какого государства мы образовываем наших детей? Если государство строит дикий капитализм, тогда мы готовим детей для жизни в этом диком капитализме.

Мы должны ответить на вопрос, какое общество мы строим. В СССР существовало качественное образование, потому что оно отвечало целевым установкам государства. Государство строило социализм, коммунизм, и все сферы деятельности были направлены на осуществление этих целей - и воспитание, и система образования, и подбор преподавателей, и открытие новых специальностей. В стране шла индустриализация - строили плотины, осваивали космос - и стране требовались инженеры, конструкторы, летчики. Отсюда и система образования была качественной.

Если же мы не знаем, какое государство и общество мы строим, то мы не знаем и как направить эту систему образования в правильное русло. Исходя из всего этого, надо отметить, что, хотя система образования в СССР и была качественной, но она имела только одно крыло, образование было основано на материализме, а категория духовности отсутствовала.

Надо четко определиться: по какому образу мы образовываем молодого человека? Если по образу Господа нашего Иисуса Христа, то это подлинное, настоящее образование, которое дает возможность человеку постигнуть истину, приблизиться к Богу. Если же система образования не предусматривает духовную категорию, задаемся вопросом: от кого такая система образования?

Я бы пожелал родителям и детям, которые идут в школу, чтобы они поняли, что школа - еще и система воспитания, воспитания нашей души. Поэтому, говоря о системе образования, мы должны учитывать три основополагающих фактора.

Первый - фактор духовности и нравственности. Именно категория духовности, а также и сопутствующая ей категория нравственности должны сопутствовать всю систему школьного и вузовского образования.

Второе - это фактор фундаментальности. На фундаментальных вещах надо строить образование. Особенно это касается нашего времени, когда быстро все меняется, и появляются новые технологии. Если образование не основано на фундаментальности, то знания такого человека быстро устаревают.

Третий фактор - целостность системы образования. Она невозможна без духовности, без Бога.

Поэтому если говорить о качественности системы образования, отвечающей России как православной стране, то я бы пожелал, чтобы каждая школа имела свой храм. Не так, чтобы существовали храм при школе или храм при вузе, а чтобы вуз или школа существовали при храме. Храм должен стать центром, сердцевиной всей системы образования школы или вуза. И тогда, получая знания из географии, астрономии, геологии, физики, получая знания через сердце, постигая их через таинства исповеди и причастия, через участие в Божественной литургии, человек сможет формироваться как личность, становиться подлинным человеком, отвечающим главной задаче, которая была поставлена перед человеком как высшего Божественного творения, - сотворчества человека и Бога.

Я бы хотел пожелать, чтобы образование выстраивалось именно по этой системе, которая давала бы возможность формирования человека как личности, которая давала бы возможность относиться к своей семье, к своей Родине с уважением, с любовью, с состраданием. 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. н.п. : о. Александру Меняйло
2011-09-01 в 19:59

Уважаемый ректор института бизнеса, имеется в вашем институте домовой храм, с престолом? Действует в вашем приходе или благочинии ПРАВОСЛАВНАЯ гимназия?
На базе школ и в отдельных зданиях необходимо создавать православные гимназии с государственной регистрацией, чтобы получать аттестаты гос. образца. В каждом районе должна быть хотя бы одна православная гимназия.
Кто вам, как ректору, мешает создать на базе вуза русский православный институт честного труда?
2. Эрик Лямпе : Re: Протоиерей Александр Миняйло: Образование должно быть духовно-нравственным, фундаментальным и целостным
2011-09-01 в 14:09

Верно, батюшка! Так и было в царской России: в каждой школе главное центральное помещение - православный храм!
1. Бондарев Игорь : Образ Духа.
2011-09-01 в 13:17

Прекрасная модель.Для парадигмы Духа.То есть для новой парадигмы,в которой материя(материализм;коммунизм)- производные отпадения от воли Бога,от Духа.
А пока - мы ругаем себя,ругая материализм,так как не ругать надо,а - поставить на свое место:школа при храме.Материя - при Духе,в соблюдении закона Духа.Тогда и мир - при России.А не наоборот ,как было при царизме(Россия при мире),и против чего взбунтовались коммунисты,и к истинному месту которого мы возвращаемся( то есть и не по "царски" и не по коммунистам).
Материя - при Духе.Мир - при России.Школа - при храме.Жена - при муже .Муж - при Господе.И так далее,по порядку.
Но необходима научная (минимум философская )парадигма о том,что материя - дух падения.
Православие - религия этого.А интеллигенция нуждается в научном способе мышления.Интеллигенция же влияет на общественное сознание народа.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме