Протоиерей Александр Миняйло: Образование должно быть духовно-нравственным, фундаментальным и целостным

Известный священник в День знаний рассуждает о приоритетах развития российской школы

1 сентября в России традиционно отмечается День знаний - это день начала нового учебного года для школьников, студентов, учителей и преподавателей. Мы попросили высказаться о значении этого праздника и о приоритетах в развитии образования ректора Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктора экономических наук, профессора, протоиерея Александра Миняйло:

Конечно, День знаний имеет огромное значение в жизни каждого человека, потому что образование в государстве - важнейшая составляющая нации, потому качественное образование выпускает в дальнейшем не просто специалистов, а именно делает человека человеком. Вот что самое важное.

Прежде чем говорить об образовании, надо поставить вопрос - для какого общества и для какого государства мы образовываем наших детей? Если государство строит дикий капитализм, тогда мы готовим детей для жизни в этом диком капитализме.

Мы должны ответить на вопрос, какое общество мы строим. В СССР существовало качественное образование, потому что оно отвечало целевым установкам государства. Государство строило социализм, коммунизм, и все сферы деятельности были направлены на осуществление этих целей - и воспитание, и система образования, и подбор преподавателей, и открытие новых специальностей. В стране шла индустриализация - строили плотины, осваивали космос - и стране требовались инженеры, конструкторы, летчики. Отсюда и система образования была качественной.

Если же мы не знаем, какое государство и общество мы строим, то мы не знаем и как направить эту систему образования в правильное русло. Исходя из всего этого, надо отметить, что, хотя система образования в СССР и была качественной, но она имела только одно крыло, образование было основано на материализме, а категория духовности отсутствовала.

Надо четко определиться: по какому образу мы образовываем молодого человека? Если по образу Господа нашего Иисуса Христа, то это подлинное, настоящее образование, которое дает возможность человеку постигнуть истину, приблизиться к Богу. Если же система образования не предусматривает духовную категорию, задаемся вопросом: от кого такая система образования?

Я бы пожелал родителям и детям, которые идут в школу, чтобы они поняли, что школа - еще и система воспитания, воспитания нашей души. Поэтому, говоря о системе образования, мы должны учитывать три основополагающих фактора.

Первый - фактор духовности и нравственности. Именно категория духовности, а также и сопутствующая ей категория нравственности должны сопутствовать всю систему школьного и вузовского образования.

Второе - это фактор фундаментальности. На фундаментальных вещах надо строить образование. Особенно это касается нашего времени, когда быстро все меняется, и появляются новые технологии. Если образование не основано на фундаментальности, то знания такого человека быстро устаревают.

Третий фактор - целостность системы образования. Она невозможна без духовности, без Бога.

Поэтому если говорить о качественности системы образования, отвечающей России как православной стране, то я бы пожелал, чтобы каждая школа имела свой храм. Не так, чтобы существовали храм при школе или храм при вузе, а чтобы вуз или школа существовали при храме. Храм должен стать центром, сердцевиной всей системы образования школы или вуза. И тогда, получая знания из географии, астрономии, геологии, физики, получая знания через сердце, постигая их через таинства исповеди и причастия, через участие в Божественной литургии, человек сможет формироваться как личность, становиться подлинным человеком, отвечающим главной задаче, которая была поставлена перед человеком как высшего Божественного творения, - сотворчества человека и Бога.

Я бы хотел пожелать, чтобы образование выстраивалось именно по этой системе, которая давала бы возможность формирования человека как личности, которая давала бы возможность относиться к своей семье, к своей Родине с уважением, с любовью, с состраданием. 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. о. Александру Меняйло

Уважаемый ректор института бизнеса, имеется в вашем институте домовой храм, с престолом? Действует в вашем приходе или благочинии ПРАВОСЛАВНАЯ гимназия? На базе школ и в отдельных зданиях необходимо создавать православные гимназии с государственной регистрацией, чтобы получать аттестаты гос. образца. В каждом районе должна быть хотя бы одна православная гимназия. Кто вам, как ректору, мешает создать на базе вуза русский православный институт честного труда?

н.п. / 01.09.2011

2. Re: Протоиерей Александр Миняйло: Образование должно быть духовно-нравственным, фундаментальным и целостным

Верно, батюшка! Так и было в царской России: в каждой школе главное центральное помещение - православный храм!

Эрик Лямпе / 01.09.2011

1. Образ Духа.

Прекрасная модель.Для парадигмы Духа.То есть для новой парадигмы,в которой материя(материализм;коммунизм)- производные отпадения от воли Бога,от Духа. А пока - мы ругаем себя,ругая материализм,так как не ругать надо,а - поставить на свое место:школа при храме.Материя - при Духе,в соблюдении закона Духа.Тогда и мир - при России.А не наоборот ,как было при царизме(Россия при мире),и против чего взбунтовались коммунисты,и к истинному месту которого мы возвращаемся( то есть и не по "царски" и не по коммунистам). Материя - при Духе.Мир - при России.Школа - при храме.Жена - при муже .Муж - при Господе.И так далее,по порядку. Но необходима научная (минимум философская )парадигма о том,что материя - дух падения. Православие - религия этого.А интеллигенция нуждается в научном способе мышления.Интеллигенция же влияет на общественное сознание народа.

Бондарев Игорь / 01.09.2011
Александр Миняйло:
Государство пока что не может реализовать цели, поставленные Президентом
Отмена пенсионной реформы, снижение НДС, введение прогрессивной шкалы налогообложения – эти и другие меры могли бы способствовать переводу экономики на новые рельсы и снижению социальной напряженности
20.06.2019
«Главная задача — воспитание духа и нравственности»
Обучение детей и подростков финансовой грамотности будет способствовать формированию не гражданина-патриота, а потребителя
13.04.2019
«И моя душа тоскует по Советскому Союзу»
О причинах роста числа граждан, ностальгирующих по советского прошлому
19.12.2018
Что есть социальная справедливость?
Согласно опросу ВЦИОМ, лишь треть граждан считают, что российские власти способствуют укреплению социальной справедливости
26.11.2018
Правительство подставило Путина
О причинах, последствиях и виновниках резкого подорожания бензина
06.06.2018
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Этот крестный ход приподнял, вдохновил нас!»
В Санкт-Петербурге, в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, состоялось стотысячное молитвенное шествие
12.09.2019
Крестный ход объединяет людей
12 сентября в Санкт-Петербурге пройдет молитвенное шествие, посвященное дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
11.09.2019
«Предстоящие мероприятия не должны стать официозом»
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании Оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского
11.09.2019
«Ханам нужен был наш кошелек, а этим господам — наша душа»
Святейший Патриарх Кирилл объяснил, почему святой благоверный князь Александр Невский ездил в Орду и дружил с ханами, а с христианскими рыцарями боролся
11.09.2019
Все статьи темы