1 сентября в России традиционно отмечается День знаний - это день начала нового учебного года для школьников, студентов, учителей и преподавателей. Мы попросили высказаться о значении этого праздника и о приоритетах в развитии образования ректора Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктора экономических наук, профессора, протоиерея Александра Миняйло:
Конечно, День знаний имеет огромное значение в жизни каждого человека, потому что образование в государстве - важнейшая составляющая нации, потому качественное образование выпускает в дальнейшем не просто специалистов, а именно делает человека человеком. Вот что самое важное.
Прежде чем говорить об образовании, надо поставить вопрос - для какого общества и для какого государства мы образовываем наших детей? Если государство строит дикий капитализм, тогда мы готовим детей для жизни в этом диком капитализме.
Мы должны ответить на вопрос, какое общество мы строим. В СССР существовало качественное образование, потому что оно отвечало целевым установкам государства. Государство строило социализм, коммунизм, и все сферы деятельности были направлены на осуществление этих целей - и воспитание, и система образования, и подбор преподавателей, и открытие новых специальностей. В стране шла индустриализация - строили плотины, осваивали космос - и стране требовались инженеры, конструкторы, летчики. Отсюда и система образования была качественной.
Если же мы не знаем, какое государство и общество мы строим, то мы не знаем и как направить эту систему образования в правильное русло. Исходя из всего этого, надо отметить, что, хотя система образования в СССР и была качественной, но она имела только одно крыло, образование было основано на материализме, а категория духовности отсутствовала.
Надо четко определиться: по какому образу мы образовываем молодого человека? Если по образу Господа нашего Иисуса Христа, то это подлинное, настоящее образование, которое дает возможность человеку постигнуть истину, приблизиться к Богу. Если же система образования не предусматривает духовную категорию, задаемся вопросом: от кого такая система образования?
Я бы пожелал родителям и детям, которые идут в школу, чтобы они поняли, что школа - еще и система воспитания, воспитания нашей души. Поэтому, говоря о системе образования, мы должны учитывать три основополагающих фактора.
Первый - фактор духовности и нравственности. Именно категория духовности, а также и сопутствующая ей категория нравственности должны сопутствовать всю систему школьного и вузовского образования.
Второе - это фактор фундаментальности. На фундаментальных вещах надо строить образование. Особенно это касается нашего времени, когда быстро все меняется, и появляются новые технологии. Если образование не основано на фундаментальности, то знания такого человека быстро устаревают.
Третий фактор - целостность системы образования. Она невозможна без духовности, без Бога.
Поэтому если говорить о качественности системы образования, отвечающей России как православной стране, то я бы пожелал, чтобы каждая школа имела свой храм. Не так, чтобы существовали храм при школе или храм при вузе, а чтобы вуз или школа существовали при храме. Храм должен стать центром, сердцевиной всей системы образования школы или вуза. И тогда, получая знания из географии, астрономии, геологии, физики, получая знания через сердце, постигая их через таинства исповеди и причастия, через участие в Божественной литургии, человек сможет формироваться как личность, становиться подлинным человеком, отвечающим главной задаче, которая была поставлена перед человеком как высшего Божественного творения, - сотворчества человека и Бога.
Я бы хотел пожелать, чтобы образование выстраивалось именно по этой системе, которая давала бы возможность формирования человека как личности, которая давала бы возможность относиться к своей семье, к своей Родине с уважением, с любовью, с состраданием.
3. о. Александру Меняйло
2. Re: Протоиерей Александр Миняйло: Образование должно быть духовно-нравственным, фундаментальным и целостным
1. Образ Духа.