В.Матвеев соглашается с одним из украинских религиоведов, заметившим, что «сам факт встречи и скудность информации о деталях переговоров свидетельствует прежде всего о системном развитии автокефальной тенденции тяжело болящим митрополитом Владимиром и противоречивым архиепископом Александром Драбинко, а также стремлении нового главы УГКЦ через так называемый межконфессиональный диалог добиться вначале привилегий, создания "поместной церкви", а затем - доминирования на территории Украины».
«По данным интернет порталов УПЦ и УГКЦ, на официальной встрече Патриарха УГКЦ Святослава (Шевчука) с главой УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом), которая состоялась 23 августа в резиденции Митрополита Владимира (Сабодана) в Киево-Печерской Лавре, стороны обсудили вопросы практического сотрудничества двух конфессий "первоначальной Киевской Церкви Владимирова крещения". Это касалось, в частности, сферы масс-медиа, образования и др. Стороны обменялись мнениями о дальнейшем развитии украинского богословия, а также отметили важность социального служения Церкви в контексте обнищавшего населения Украины», - пишет В.Матвеев.
По его мнению, «реально затронуты очень деликатные и принципиальные вопросы, поскольку знаковыми являются высказанные ранее слова лидера униатов Святослава о перспективах создания на Украине единой поместной церкви, включающей в себя УГКЦ, УПЦ, УПЦ (КП), УАПЦ: "Мы сейчас на определенном этапе, чтобы восстановить наши рабочие отношения для спокойного решения тех наболевших вопросов в наших отношениях, унаследованных от нашей истории, а следовательно, совместно работать для новой евангелизации Украины и ее культуры", - сказал сразу после вступления в должность глава УГКЦ. Лидер униатов неоднократно отмечал ранее, что лично он и УГКЦ "очень комфортно" чувствуют себя в "стратегическом альянсе" с УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ, поскольку "Блаженнейший Владимир как раз к этому меня призывает - что мы вместе должны строить украинское общество на тех христианских ценностях, которые наши Церкви в своих традициях свято хранят". Вместе с тем, задекларированные диалог и "объединение" церквей имеет целью ослабление позиций УПЦ МП, РПЦ на ее канонической территории и лично Патриарха Кирилла».
Автор статьи считает «знаковым» то, что во время встречи в Лавре Святослав (Шевчук) поздравил Митрополита Владимира с 45-летием его епископской хиротонии и с присвоением ему звания Героя Украины и поблагодарил Предстоятеля УПЦ за поздравление с восшествием его на престол Главы УГКЦ и за присутствие на чине интронизации представителя УПЦ владыки Илария. При этом во время переговоров была отмечена необходимость «примирения» между последователями обеих церквей. В связи с этим, были достигнуты договоренности о том, что в дальнейшем все проблемные вопросы будут решаться в рабочем порядке.
«Стремление униатов к "диалогу" и "стратегическому альянсу" с канонической Православной Церковью при поддержке непризнанной УПЦ КП и УАПЦ свидетельствует о чрезвычайной политизации проблемы и особой миссии главы униатов после этапа "православной автокефалии" создать поместную или "единую украинскую церковь" под эгидой Ватикана и США, с целью вытеснить каноническую Православную Церковь за пределы Украины и максимально отделить страну от РФ после смены президента США в 2012 году и коррекции политики США в отношении Украины», - считает В.Матвеев.
«Наряду с этим, - продолжает журналист, - сущность сил и планов, стоящих за проектом украинской автокефалии, раскрывает записка униатского митрополита Андрея Шептицкого, столь превозносимого украинскими националистами и религиозными раскольниками сегодня, обвиняемого в сотрудничестве с фашистскими оккупантами, которую он составил в 1912 году, в преддверие Первой мировой войны, для австрийского императора: "Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию Русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу - военной, правовой и церковной организации края - для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России. Церковная организация: Эта организация должна бы преследовать ту же цель: возможно полнее отделить украинскую церковь от русской. Не касаясь вероучений, следовало бы издать ряд церковных постановлений (например, украинская церковь изъемлется из ведения петербургского синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за его Величество, соответственные (великорусско-московские) святые вычеркиваются из календаря. Все эти декреты могли бы от имени митрополита Галицкого и всей Украйны постановить все то, что было бы соответственным и согласным с основаниями восточной церкви, традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией. Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постановлениям восточного церковного права и традициям моих предшественников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях. Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, которые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет устранить, заменив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения"».
Напомнив, что июльский Собор Украинской Церкви проиллюстрировал борьбу вокруг принятия изменений в устав УПЦ МП, усиливающих ее автономию, и поворот президента Украины Виктора Януковича в сторону активного сотрудничества с США и НАТО, публицист заключает: «Переговоры лидеров УПЦ с униатами и приведшие к юридическим коллизиям решения июльского Собора УПЦ, влекут дальнейшее переформатирование внутрицерковных отношений и отношений Москва-Киев. Из-за проводимой митрополитом Владимиром совместно с чиновниками Администрации Президента Украины политики, реально усиливается и закрепляется раскольнический автокефальный вектор, поддерживаемый униатами и открытыми раскольниками для объединения церквей Украины в "единую поместную церковь", фактически под эгидой Ватикана и США в противовес РПЦ, РФ. Жребий брошен! Ответ за РПЦ и лидерами РФ. Промедление смерти подобно».