«Дела с инфляцией (даже после ее представляющегося вполне очевидным занижения) в нашей стране хуже, чем в ЕС, из-за тотального произвола монополий. Европейские руководители, при всех их неисчислимых недостатках, чувствуют свою зависимость от граждан и потому вынуждены заботиться о них, в том числе и сдерживанием роста цен, развитием конкуренции в бизнес-среде. Это называется "демократией", - но наша правящая тусовка в нее, похоже, просто не верит и отдает страну на растерзание монополистам. Прежде всего потому, что она "в доле". В самом деле: если монополисты не будут завышать цены, - чем тогда они будут платить взятки? Чиновник, сдерживающий произвол монополий в этой ситуации, оказывается предателем своего класса, врагом своих коллег: он их грабит!» - считает экономист.
Вторая причина безнаказанности произвола монополий, по словам Делягина, заключается в том, что «нашей страной правят апологеты либерального фундаментализма, обслуживающего интересы крупнейшего бизнеса, в первую очередь глобального». «Слуги монополий не могут сдерживать их произвола по той же причине, по которой полицаи не могли сдерживать эсэсовцев. Обычно бывает наоборот – усердие обслуги намного превосходит самые смелые ожидания хозяев».
«И, наконец, не будем забывать о простых чувствах – лени и страхе. Чиновник, полностью освобожденный от всякого контроля, просто не имеет стимулов к исполнению своих формальных обязанностей, - в том числе к ограничению произвола монополий. С другой стороны, выбор, как у цыган – нож или золото: если чиновник потакает монополиям, он будет богат; если вздумает противостоять им – его могут уволить, а могут и убить, как мэра Сергиева Посада, который вздумал проверить ситуацию в ЖКХ», - резюмировал Делягин.
Отвечая на вопрос, должно ли государство влиять на ценообразование и инфляцию, экономист заметил: «Влиять на ценообразование, сдерживая инфляцию – прямая обязанность всякого государства, в том числе и нашего (даже формально: это прописано в обязанностях ведомств). Но кого волнуют обязанности в государстве, которому начхать на Конституцию?.. А ценовое регулирование работает примитивнейшим образом – в нашем случае на основе ограничения произвола монополий. Всего три меры: полная финансово-экономическая прозрачность любой компании, которую антимонопольная служба заподозрила в злоупотреблении монопольным положением; право ФАС при резких колебаниях цены сначала возвращать ее на место, а уже потом проводить расследование и, наконец, свобода доступа на рынок – от рынка сельхозпродукции до подключения к газопроводу».
Завершая интервью, М.Делягин сделал прогноз относительно ближайшего будущего. По его словам, нового кризиса не будет, страну ждет «всего лишь продолжение падения уровня жизни (в первом полугодии он упал на 1,4%, а число нищих в I квартале выросло на 2,3 млн.чел. - это третий по величине город России), хотя статистически эту ситуацию, скорее всего, через месяц-другой залакируют». Новый кризис, по его словам, «будет вызван болезнью – либо внутренней болезнью коррупции, либо внешней болезнью глобального кризиса (и падением цен на нефть). А инфляция – такое же внешнее проявление, как и температура».