По словам С.Миронова, его мнение, это не «какой-то национализм», а «объективная реальность», о которой «нужно говорить и нужно добиваться, чтобы эти положения, собственно говоря, были в русле государственной политики, потому что сегодня в нашем многонациональном государстве никто не занимается формированием национальной и межнациональной политики и ее реализацией в жизнь».
По мнению политика, стране необходимо Министерство национальностей, которое «должно заниматься межнациональными отношениями, а здесь у нас сейчас искрит». Одной из самых острых проблем в стране Миронов назвал «возникновение национальных анклавов на территориях традиционного проживания русских». «Приезжают люди из южных республик, из каких-то других республик нашей страны, сначала селится одна семья... И с попустительства местных властей, по их недосмотру, опять же, потому что никто не занимается серьезно межнациональной политикой, получается очень часто так, что полдеревни уже заселено приезжими, и эти полдеревни не хотят жить по традициям и обычаям классической русской деревни, они хотят жить по своим обычаям. Так как эти обычаи абсолютно незнакомы, возникает на ровном месте конфликт. Более того, к счастью, у нас закон, по крайней мере, должен быть один для всех, но мы же тоже видим, что у кого денег больше, тот иногда и закон может переступить, и милиция местная как-то спокойно к этому относится. Когда не хотят жить по традициям и обычаям, характерным для этой местности, это вызывает как минимум отторжение, и как максимум – ненависть», - сказал Миронов.
Приведя в пример Сагру, политик отметил: «Я убежден, что жители этого поселка встали на защиту своих семей, своих домов от бандитов, другими словами это не назовешь, и коль скоро власти палец о палец не ударили, граждане вынуждены были сами обороняться в силу своего понимания и возможной угрозы, потому что было, в том числе, и огнестрельное оружие взято в руки, и погибшие есть со стороны нападавших. Но это свидетельство полного безразличия и неисполнения своих обязанностей должностными лицами, прежде всего, правоохранительных структур, потому что когда колонна из нескольких машин идет и понятно, что они не на пикник едут прокатиться, должны были вообще реагировать, должны были понимать, что может произойти. Так вот, говоря о таких анклавах, я считаю, что это местные власти, иногда не бескорыстно, как мы знаем, дают такие разрешения. А нужно об этом думать. У нас не может быть запрета на то, чтобы где-то там не селиться – любой человек в нашей стране может приехать и жить там, где он считает нужным, - но если идет тенденция создания таких анклавов, надо этому просто разумно препятствовать, и предлагать, что - вы селитесь где-то там, в другом месте, а здесь не надо, или если уж вы хотите, тогда, будьте добры, уважайте и традиции, и обычаи той местности, куда вы приехали жить и работать, милости просим».
Отвечая на вопрос, гордится ли он тем, что он русский, Сергей Миронов сказал: «Конечно, горжусь. Я горжусь тем, что я русский, что я говорю на русском языке, что я наследник великой русской культуры, и для меня это абсолютно естественно. Я горжусь, [но] я уважаю людей любых национальностей. Кстати, у меня есть глубоко верующие мусульмане среди моих друзей, у меня есть мои друзья евреи, у меня есть друзья буддисты, в том числе, потому что я же в Монголии работал много лет, и у нас были ребята из Бурятии, и там очень много у них тоже интересных традиций, обычаев. И это нормально, так и должно быть, и при этом, никто не помешает мне гордиться и ощущать принадлежность свою к великому русскому народу».