«Поучительно: Вторая мировая война зарождалась так же, как и сегодня в той же Ливии, а до этого Ираке, Афганистане и Югославии. Ниже для напоминания тех реалий стандартный текст про политику умиротворения Гитлера, умиротворения агрессора в 1930-е годы. А после текста - загадка для самых сообразительных», - пишет в своем блоге известный политолог и публицист Юрий Крупнов.
«Нацизм еще не предстал перед миром во всем его омерзительном облике. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело. Так появилась на свет политика умиротворения Германии. Ее активным сторонником был Невилл Чемберлен – премьер-министр Великобритании в 1937-1940 годах. По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Чемберлен считал, что нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок», - говорится в тексте, который цитирует Ю.Крупнов.
«На деле же это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они вновь и вновь становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии. Причем, подобная политика требовала жертв и территориальных уступок со стороны третьих стран, то есть тех, к кому Германия предъявляла претензии. (…) Нарастив военную мощь, Гитлер в 1938 году решил приступить ко второму этапу реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав Германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия – родина Гитлера… Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение – "аншлюс", видя только в нем будущее своей страны после краха империи Габсбургов. Но, так или иначе, в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог помешать этому», - говорится далее в тексте.
«Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Однако Чехословакия, имея одну из лучших армий в Европе, не собиралась отступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. Те поддались этому давлению. На конференции в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. 1 октября 1938 года вермахт оккупировал Судеты. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла пятую часть территории, граница теперь проходила в 40 километрах от Праги. Германия после отторжения Судет превратилась в сильнейшее государство Центральной Европы, Все малые страны этого региона поняли, что ни Лига Наций, ни Англия, ни Франция не могут гарантировать их суверенитета, и были вынуждены идти на поклон к Германии. Гитлер окончательно уверовал в свою безнаказанность. В этом смысле Мюнхен стал поражением Англии и Франции и приблизил начало войны. Однако на Западе результат конференции был воспринят "со вздохом облегчения". Чемберлен, возвратившись в Лондон, заявил, что он привез мир этому поколению. Этим иллюзиям не суждена была долгая жизнь…», - такими словами заканчивается текст, посвященный «политике умиротворения Гитлера», который цитирует Юрий Крупнов.
По словам политолога, суть происходящего он описывал еще десять лет назад - в частности, во 2-м разделе книги «Россия между Западом и Востоком».
«В конце - обещанная загадка. Слова "Гитлер" и "Германия" следует заменить на слово "НАТО". Это очевидно. А вот на что заменить слово "Чемберлен"?..» - вопрошает Юрий Крупнов.