Что-то неладно в небе - за последние дни августа Россия потеряла новейший искусственный спутник связи, и буквально вслед за ним рухнул на землю грузовой космический корабль «Прогресс», предназначенный для МКС. Ещё хорошо, что без жертв обошлось. А если вспомнить, что несколько месяцев назад было утеряно сразу три спутника системы ГЛОНАСС - картина выстраивается печальная. Я уже не говорю о регулярно падающих на землю пассажирских самолетах (последний раз лайнер рухнул в мае под Петрозаводском), или о крушении на Волге круизной «Булгарии»...
Конечно, спутники, самолеты и корабли терпели катастрофы всегда и везде - одних «шаттлов» с экипажами Америка потеряла две штуки. Но вот чтобы так подряд... Ясно, что тут не одно «железо» виновато. Железо-то как раз хорошее, по большей части ещё советского проектирования; те же «Прогрессы» и «Союзы» летали благополучно на протяжении многих лет. Но и железо стареет.
Для современной российской науки и промышленности наступил час «X». У нас почти нет новых космических разработок, мы живем старым заделом в той области, которую открыли для человечества ещё в середине прошлого века. Если так пойдет и дальше, отечественная космонавтика превратится в «рабочую лошадь» для коммерческих грузовых и туристских целей, а новые космические горизонты и «пыльные тропинки» далеких планет будут осваивать другие. В Советском Союзе не гнались за прибылью, но как-то так получалось, что и первый спутник запустили, и Гагарина на орбиту вывели, и лунный грунт добыли, и на луноходе поездили. Как недавно и как давно это было: «мы жили тогда на планете другой». Из истории культуры хорошо известно, что материальная (денежная) мотивация - далеко не самая эффективная - ни в науке, ни в искусстве. За деньги не купишь ни веры, ни творчества, ни глубинного знания. Ученые, конструкторы, космонавты - своего рода художники. Их труд сродни красоте. И когда эти люди видят вокруг сплошное поклонение рублю/доллару как реальному общественному «богу», у них в прямом смысле слова опускаются руки. Зачем рисковать и творить новое, если можно заработать на старом, а там - хоть трава не расти. Вообще в православном человеке (даже неверующем, но воспитанном в русской духовной традиции) тотальный рынок пробуждает отнюдь не лучшие чувства...
Разумеется, так рассуждают не все, но, к сожалению, многие. Более того, некоторые участники космической (авиационной, морской) гонки готовы в прямом смысле «урвать» от своей работы жирный кусок - например, дорогую деталь из редкого материала, а на изделие скрыто поставить что-нибудь из «секонд-хенда». Вот и приводняются наши ракеты в Тихий океан или на Алтай вместо звездных полей - буквально концы в воду. Такие действия, конечно, преступны, но в определенном плане объяснимы, потому что если «не включено» ни творчество, ни совесть, остается одно «бабло», которое всё равно, где подбирать. Подбирают, где плохо лежит.
Из описанного положения могут быть два выхода. Первый - вернуть, творческий, подлинно прорывный подход к ключевым направлениям науки и техники, от которых зависит национальная судьба Отечества. И мерить участие в них не только деньгами (хотя и они важны), но общественным, государственным и церковным признанием личного вклада человека/гражданина в строительство Великой России. Второй подход - жесткое административное регулирование всех стратегических практик народного хозяйства и культуры. И первый, и второй подходы в совокупности образуют тот самый мобилизационный проект, о котором под разными именами говорят сейчас многие патриоты. Иного не дано. Иначе нас начнут безответно бомбить, как Ливию.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»
7. Re: Нас могут начать бомбить, как Ливию, или Почему падают спутники
6. Re: Нас могут начать бомбить, как Ливию, или Почему падают спутники
5. Дорога проложена...
4. философу Казину- кто вас будет бомбить и зачем?
3. Re: Нас могут начать бомбить, как Ливию, или Почему падают спутники
2. Re: Нас могут начать бомбить, как Ливию, или Почему падают спутники
1. Re: Нас могут начать бомбить, как Ливию, или Почему падают спутники