«Такой процесс (Дробления епархий. - РНЛ) в Русской Православной Церкви сегодня идет. Только как сказал в минувшие выходные Святейший Патриарх Кирилл, мы не разделяем епархии, а создаем новые. По сути, официально о реформе было объявлено на днях, хотя пилотные проекты уже претворяются в жизнь. Это делается в контексте тех решений, которые были приняты на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Но тогда воплотить решенное не было возможности», - заявил в интервью информагентству «Медиа-Рязань» архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.
Владыка Павел ответил на вопрос корреспондента, получается ли так, что таким образом сегодня исполняются решения, принятые почти сто лет назад. «Конечно, реформа как таковая ― она современная. Но идея была принята именно тогда, при Патриархе Тихоне. И возникла она не случайно. Принцип апостольской деятельности ― это проповедь Евангелия. Спаситель не случайно сначала послал 12 апостолов, потом еще 70, которые должны были проповедовать Евангелие. Но и этого было недостаточно, поэтому апостолы рукополагали епископов, пресвитеров ― для того, чтобы проповедь была продуктивной. Представьте себе нынешние масштабы епархий. Зачастую это территории, равные по площади Европе. Например, Западная Сибирь и Дальний Восток когда-то были объединены в одну епархию. Там на самолете нужно лететь шесть-семь часов, чтобы попасть в свой приход», - заметил архиерей.
Архипастырь заметил, что до 1917 года территории епархий не были аналогичны сегодняшним. «Но общее положение внутри епархий, на самом деле, изменилось несильно. При этом до революции оно, на мой взгляд, было даже тяжелее», - считает он.
По мнению владыки Павла, «решение Патриарха Кирилла и Священного Синода о создании новых епархий ― это в том числе и еще одна попытка удержать людей на их родине». «Как говорит Патриарх, там, где есть хотя бы несколько человек, открывайте приходы, часовни, помогайте людям, поддерживайте их. Людям сегодня очень тяжело. Патриарх крайне озабочен складывающейся в России ситуацией. Можете себе представить, чтобы, например, на одного политрука в Советской армии было несколько тысяч солдат? Это невозможно, потому как политрук все время должен быть рядом со своим солдатом. Так же и священник ― он должен быть все время рядом с людьми. Я помню времена, когда несколько батюшек исповедовали и причащали до трех тысяч прихожан. Только одно лишь причастие совершалось в течение пяти-шести часов, про исповедь я молчу ― ее как таковой не было. Это же ненормально! Сегодня делается все возможное, чтобы было больше епископов, священников, чтобы возможность их более тесного общения с прихожанами. Для этого и увеличивается количество епархий. Процесс, происходящий сегодня в Русской Православной Церкви, ― удивительный: разделяясь, Церковь становится сильнее и сплоченней, а вера ― крепче», - подчеркнул архиерей.
Также он прокомментировал назначение представителя Рязанской епархии ― проректора Рязанской семинарии архимандрита Игнатия ― епископом Шахтинским и Миллеровским. «Когда от одной свечи мы зажигаем несколько других, пламя первой меньше не становится. Да, уважаемые священнослужители призываются к служению на более высоком для себя уровне. Но для нас это повод присмотреться к тем, кто нас окружает сегодня, к новому поколению, которое должно развиваться», - считает владыка Павел.
Отвечая на вопрос корреспондента о том, будут ли созданы новые епархии на территории Рязанской области, владыка напомнил, что «совсем недавно Синод принял решение об образовании нескольких новых епархий». «Святейший Патриарх сказал, что еще нет окончательного решения о том, какими будут митрополичьи округа. Коснется ли этот процесс Рязанской епархии, по-моему, говорить пока рано», - заметил архиерей.
«Принятое решение хорошо и тем, что не предусматривает никаких сроков. Святейший Патриарх Кирилл сказал, что управлять епархией нужно мудро, рассудительно и терпеливо. Вопрос, который касается Церкви и человеческих душ, не терпит спешки. Там, где созревает необходимость создания новых епархий, это происходит. Давайте подождем», - заключил владыка Павел.