Не буду сейчас возвращаться к метаисторическим причинам гибели СССР: я подробно писал об этом в своей книге «Последнее Царство. Русская православная цивилизация», изданной в 1998 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Скажу только, что к концу ХХ века почти исчерпала себя та превращенная форма христианского идеала, которой по праву узурпации питалась «красная империя», победив благодаря этому фашизм и первой выйдя в космос. Любая насильственная форма её реставрации в этих условиях была обречена на поражение, что и показало всему миру незадачливое ГКЧП. Нужны были иные пути для России.
Сегодня, по прошествии 20 лет, приходится с печалью констатировать, что эти «иные» пути – не только для России, но и для всего мира – так и не найдены. На нас сваливается кризис за кризисом, и знаменитые волны Кондратьева тут не причем. «Сломалось что-то в русском королевстве» (как, впрочем и в европейском), в самом ядре его, а не только в экономике и политике. Стрельба в Норвегии или погромы в Лондоне нынче не хуже, чем два десятилетия назад в Вильнюсе или в Тбилиси. Я не хочу вспоминать сейчас позорный «ельцинизм» 90-х годов, всю эту «семибанкирщину» или телевидение, втаптывающее в грязь воюющую русскую армию и народ. На рубеже нового века к власти пришел молодой энергичный лидер В.В.Путин, и патриотам на какое-то время показалось, что в его лице они получили спасителя России.
В самом деле, Путин ввел налог на добычу и экспорт полезных ископаемых (Ельцин и его советники как-то об этом «забыли»), восстановил вертикаль государственности, выиграл войну в Чечне, показал нефте- и телемагнатам, что «семибанкирщина» не всё может, произнес блистательную мюнхенскую речь. Была достигнута долгожданная стабильность – и что дальше?
А дальше – торможение, неопределенность, отсутствие путеводных огней. Сегодня складывается впечатление, что правительство – и вообще правящий класс – не имеют серьёзной стратегической перспективы для страны. Разговоров много, а дел мало. Да, финансируют пенсионеров и оборонку, но всё это происходит за счет нефте- и газодолларов, которые могут кончиться в любой момент. Где реальные проекты развития промышленности, науки, образования? И то, и другое, и третье находятся в каком-то подвешенном состоянии. Президент Д.А.Медведев провозгласил, как известно, приоритет наукограда Сколково, но что делать с десятками других умирающих наукоградов по всей России? В наших магазинах не найти даже школьных тетрадей и карандашей русского производства – что уж говорить о компьютерах. Да, на последнем авиасалоне МАКС взлетел русский истребитель пятого поколения, и это прекрасно, но компенсирует ли этот взлет то состояние отечественного бизнеса, когда он интересуется преимущественно «черным» или «голубым» золотом, и больше ничем? Кстати, в тот же день был потерян очередной новейший спутник...
Другое дело, что советы, которые дают правительству наши «демократы», способны лишь ухудшить ситуацию. Их вечные жалобы на отсутствие политической состязательности демонстрируют только стандартность их мышления, ибо неконтролируемая верховной властью политическая борьба в России уже неоднократно приводила к почти полному распаду страны. Так было, в частности, в начале ХХ века, и в его конце. Мне уже приходилось писать, что русские политические партии – не столько политические, сколько мировоззренческие, а перманентную «революцию мировоззрений» не выдержит ни одно государство. Сегодня либеральные экономисты упрекают партию власти за то, что она слишком озабочена положением бедных, и поддерживает их вопреки интересам «креативного слоя», то есть средней буржуазии, вынужденной по этой причине уходить якобы во внешнюю или внутреннюю эмиграцию. Лично я помню многих «великих креативщиков» у власти и бизнеса – например, Гайдара, Чубайса, Собчака. Попова, Немцова, Гусинского, Березовского, Ходорковского – что мы от них получили? Инфляцию в сотни процентов, развал производства, вымирание русского народа со скоростью миллион в год?
Проблема не в питании буржуазии за счет народа, и не в создании неотроцкистских «трудовых армий», а в выработке полноценной стратегии строительства России как государственной, национальной и социально-культурной структуры православно-русской цивилизации. Иного не дано, и пока наша правящая элита этого не осознает, она будет давать своим противникам справа и слева всё больше поводов для самых фантастических советов, вплоть до коллективного входа в зону евро, как предложил не так давно миллиардер/лидер «Правого дела» М.Прохоров. Для него, видимо, национальная валюта не является одним из символов суверенного (самодержавного, в точном смысле слова) государства. Процесс десуверенизации России-СССР и пытались неудачно остановить 20 лет назад вожди ГКЧП. Ныне, после двух десятилетий проб и ошибок, нам следует понимать, что ни экономика, ни политика сами по себе не решают судьбу страны – её определяет религиозно-ценностная установка нации, София-премудрость данного народа. В России это может быть только Православие, которое и является нашим русским социализмом, национализмом и персонализмом. И никакие ГКЧП, равно как и никакие «демократические экспертизы», ничего с этим не поделают.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»
4. Re: ГКЧП и русское будущее
3. ГКЧП и русское будущее.
2. ГКЧП и русское будущее.
1. профессору Казину из Питера