Сегодня день рождения "Пресветлого Отрока" Цесаревича-Мученика, Великого Князя Алексея Николаевича, сына Государя Императора Николая II.
Он родился в разгар войны с Японией 30 июля 1904 г. и прожил всего 14 лет. Но даже за этот отрезок времени судьба не была к нему благосклонна. Жизнь наследника была полна страданий - с рождения он страдал от гемофилии. Болезнь воспитала в Цесаревиче огромную силу воли и сострадание к людям. Сейчас можно только предполагать, какой была бы Россия, если бы Великий Князь Алексей стал ее главой. С ранних лет он отличался очень сильным характером и железной выдержкой. Цесаревич говорил: "Когда я стану Царем, не будет бедных и несчастных".
Но, готовясь стать во главе великой Российской Империи, он стал невольным свидетелем ее заката. Последние месяцы своей жизни, находясь в заключении в Екатеринбурге, Великий Князь Алексей не мог ходить. Однажды он сказал: "Я понял, что такое ложь. Если бы я стал Царем, никто не посмел бы мне соврать. Я бы навел порядок в этой стране". Но его словам не суждено было сбыться. На расстрел Цесаревича нес на руках собственный отец - Император Николай II...
Сегодня так же день памяти преподобного Анатолия Оптинского. С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.
Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.
На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.
Преподобный Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: "Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут... А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!"
Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу. После закрытия Оптиной пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. За обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного больного, врач отпустил его. Вернулся он в обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой благодарением Господу на устах.
29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Ночью 30 июля 1922 года ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, она понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу.
Его погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторял: "А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз..."
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина, скончавшегося в 1818 году.
Он родился 10 апреля 1735 г. в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца мукой. С детства Кулибин в свободное от помощи отцу время, предавался любимому занятию: выдумыванием и постановкою разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов. Чувствуя нехватку образования, полученного у дьячка, юноша стал восполнять его из книг. Вскоре он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в часовом деле. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал свое мастерство и создал часы собственной конструкции. Благодаря денежному содействию нижегородского торговца M.А.Костромина, Кулибину удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам воинами. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву Христос Воскрес и двери затворялись; весь механизм состоял из с лишком 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей!
Купец Костромин, разглядевший талант Кулибина не побоялся вложить средства в его изобретения. В 1768 г. изобретатель был представлен Императрице Екатерине II, посетившей Н.Новгород вместе с изобретенными им часами, телескопом, микроскопом и электрической машиной. А в 1769 г. Императрица назначила его заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. В течение 17 лет самоучка из "глубинки" руководил мастерскими Академии и воплощал в жизнь свои новые изобретения: необычные мосты, прожектор, повозка-самокатка, "механические ноги" (протезы), лифт, семафорный телеграф, секретный телеграфный код, машину для добычи соли и многое другое.
Кулибин - символ русского изобретательства - в конце жизни увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности.
Завтра Святая Церковь празднует память участника монархического движения священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского.
Он родился 17 апреля 1873 г. в семье священника в Олонецкой губернии и в миру звался Василием Павловичем. По окончании Петрозаводской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1895 г. принял постриг, а в 1896 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии будущий архипастырь преподавал в Рижской семинарии, служил инспектором Холмской и Петербургской семинарий, ректором Самарской и Петербургской семинарий. В 1910 г. он был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Петербургской епархии. Население столицы полюбило своего архипастыря за доброту и сердечность. Владыка сочувствовал монархическому движению и оказывал ему всяческую поддержку. Летом 1911 г. он совершил чин закладки Феодоровского собора в Петербурге, который строился на пожертвования, собранные членами Союза Русского Народа и других монархических организаций, и замышлялся как Храм-памятник русским патриотам, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим. Именно епископа Вениамина пригласили монархисты отслужить торжественный молебен перед открытием 4-го Всероссийского съезда СРН и 5-го Всероссийского монархического съезда, проходивших в Петербурге в 1912 г., а также 6-го Всероссийского монархического съезда в Петербурге в 1913 г.
2 марта 1917 г. после ареста и низложения с Петроградской кафедры митрополита Питирима (Окнова) управление епархией было временно возложено на епископа Вениамина, который 6 марта был возведен в сан архиепископа. 3 июня 1917 г. владыка был избран архиепископом Петроградским и Ладожским. Это был первый случай народного избрания епископа на церковную кафедру. 13 августа 1918 г. он был возведен в сан митрополита. В 1921-22 гг. безбожной властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь в России. Поводом для развязывания репрессий был избран голод в Поволжье. В марте 1922 г. Ленин составил инструкцию, в которой рекомендовал провести "с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства". Верующие люди (в т.ч. рабочие) Петрограда оказывали сопротивление изъятию богослужебных предметов из церквей. В мае митрополит Вениамин был арестован. Процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей происходил в июне-июле 1922 г. Трибунал приговорил митрополита Вениамина и еще 10 человек к расстрелу. В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. приговор был приведен в исполнение. Митрополит Вениамин прославлен в апреле 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Завтра мы также чтим память священномученика архимандрита Сергия (Шеина), расстрелянного вместе с владыкой Вениамином (Казанским).
Он родился 30 декабря 1870 года в многодетной дворянской семье (был десятым ребенком) и в миру звался Василием Павловичем. Закончив элитное Училище правоведения с золотой медалью, В.П.Шеин служил в Правительствующем Сенате и Государственной Канцелярии, одновременно с государственной службой занимаясь преподавательской деятельностью. В 1912 году он был избран депутатом IV Государственной Думы, в которой вошел во фракцию русских националистов и умеренно-правых. Будучи человеком глубоко церковным, В.П.Шеин сторонился партийной борьбы (считал себя беспартийным правым), работая преимущественно в комиссии по церковным делам.
После революции В.П.Шеин был избран членом Предсоборного совета и Поместного Собора Православной Российской Церкви, являлся секретарем Собора и членом Соборного совета. В конце августа 1920 г. он принял монашеский постриг и был наречен в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. С 1921 г. архимандрит Сергий служил настоятелем Патриаршего Троицкого подворья на р. Фонтанке в Петрограде. В июне 1922 г. он был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к расстрелу. Последними словами о. Сергия, сказанными большевикам были: "Я ни с кем не борюсь - только с самим собою".
Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня именуется в народе "Мокрым" или "Медовым" Спасом. В этот день во время богослужения на середину храма для поклонения выносят крест, а после литургии совершается крестный ход на воду, вместе с водой освящается по традиции и мед. Праздник пришел на Русь из Константинополя, где он был установлен не позже IX века. Накануне празднества из императорского дворца в храм Софии Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель - до праздника Успения Пресвятой Богородицы - святыню носили по городу, служа литии для освящения мест и отвращения болезней.
Примечательно, что именно этот праздник в Русской Православной Церкви соединился с воспоминанием о крещении Руси Св. Равноапостольным Великим Князем Владимиром Святославовичем в 988 г. Летописец пишет, что, прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере. Владимир внимательно выслушал волжских болгар-мусульман, немцев-католиков и хазарских евреев, но их вера не тронула его сердца. Наконец, пришел к князю посланец от православных христиан, ученый монах из Византии по имени Константин. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, пришествии Спасителя, Его крестных муках, Воскресении, Страшном суде потряс Владимира. Тронуто было сердце язычника, но не мог он сразу решиться оставить широкий путь мирских наслаждений, чтобы вступить в тесные врата, которые вели в Царствие Божие. "Пожду еще мало",- сказал Владимир и, посоветовавшись с боярами, послал доверенных людей испытать о вере. Богатство Константинополя, величие его храмов, таинственность обрядов потрясли послов. И когда рассказали они обо всем князю, Владимир решил принять греческую веру. Последним аргументом в ее пользу стало то, что ранее бабка князя Равноапостольная Ольга, которую он почитал, приняла Православие.
Но русский князь не пожелал смиренно молить о вере превозносившихся греков, памятуя унижение, какому подверглась мудрая Ольга от надменных кесарей, с которыми бились и отец его Святослав, и дед Игорь. Он решил завоевать веру, подобно князьям Аскольду и Диру, которые некогда с оружием ходили на Царьград и там приобрели веру. В 988 году собрал Владимир многочисленную дружину, спустился по Днепру и осадил город Корсунь. Однако взять город не удавалось, осада затянулась. Тогда Господь вложил в сердце одного корсунянина, саном пресвитера, по имени Анастас, открыть Владимиру тайное средство овладеть городом, не ради корысти человеческой, но чтобы самого завоевателя приобрести Богу, ибо ведома была ему благая цель сей необычайной брани. Он послал в стан русских воинов стрелу с запиской, на которой указал, где находятся источники воды. Русичи немедленно перекопали источники, и город сдался. Князь сообщил императорам греческим Василию и Константину, что взял Корсунь, и потребовал руки их сестры Анны, грозя в противном случае выступить в поход на Царьград. Кесари согласились, но потребовали со своей стороны, чтобы князь прежде крестился. Владимир начал торговаться и ответил: "Пусть прежде придут с сестрою вашей имеющие окрестить меня". Наконец кесари согласились и отправили царевну Анну на другой берег Черного моря.
Но Господь, воздвигший в лице Владимира второго Константина на земле Русской, хотел просветить его чудом, как апостола Павла, чтобы соделать его равноапостольным просветителем Руси. И к приезду царевны Анны князь русский был поражен слепотою при совершенном изнеможении тела. Скорбел Владимир и упал духом, уже сомнение начало колебать его сердце, но мудрая царевна утвердила его в вере Христовой, послав сказать ему: "Если хочешь освободиться от своей болезни, поспеши креститься во имя Святой Троицы". Поверил князь слову невесты и сказал: "Если сие исполнится, то поистине велик Бог христианский!" Он велел все приготовить для своего крещения. Торжественно совершено было таинство крещения, восприемником от купели заочно был старший император, коего царственное имя Василий принял князь. И здесь явил Господь славу Свою чудным знамением для обращения язычников и для утверждения в вере народа христианского. Как только возложил епископ святительскую руку свою на главу новокрещеного и стал погружать его в купели, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, внезапно спала как бы чешуя с очей его. Прозрел Владимир и в радостном восторге воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" Изумилась дружина Владимирова чудному исцелению князя своего, и некоторые из бояр его просили себе также крещения. Вскоре после обновления духовного совершилось и брачное торжество князя русского с греческою царевною.
От Патриарха Цареградского был послан для просвещения земли Русской митрополит Михаил и с ним шесть епископов. Сопутствовал князю и пресвитер Анастас, пустивший известительную стрелу. Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу Климента Папы Римского, пострадавшего в Херсоне в I в. христианства, и часть от мощей ученика его Фива: это была первая святыня, которую принес с собой Владимир в престольный Киев вместе с церковными сосудами и святыми иконами. Сопровождаемый супругою и сонмом святителей греческих, поспешил князь русский на апостольский подвиг в Киев, где первым его действием было сокрушение кумиров, им самим некогда сооруженных. Все велел он ниспровергнуть, иные рассечь на части, другие жечь огнем; Перуна громовержца, как более уважаемого из всех кумиров, велел он привязать к конскому хвосту и влечь его на реку, приставив к нему двенадцать воинов, которые били его палицами для поругания демона, который под видом идола прельщает человеков. "Чудны дела твои, Господи,- восклицает летописец,- не вчера ли еще чтим был от человеков кумир сей? Ныне же он поруган!" Когда влекли Перуна по ручью в Днепр, плача бежали за ним неверные люди, еще не приявшие крещения, и громко вопияли: "Выдыбай, наш боже". Есть народное предание, что он выплыл на берег реки на том месте, где поставлен впоследствии монастырь Выдубицкий, и что слышан был, по лести демонской, вопль поражаемого кумира; но Владимир, опасаясь, чтобы народ не привязался опять к кумирам, велел следовать за ним вниз по реке, повсюду отталкивая его от берега, доколе не пройдет Днепровские пороги.
В воскресенье мы также вспоминаем указ Императора Александра I о закрытии масонских лож.
1 августа 1822 г. появился Высочайший указ Императора Александра I о закрытии в России масонских лож. Указ гласил: "Все тайные общества, под каким бы наименованием они не существовали, как-то масонских лож, или другими, закрыть и учреждение их впредь не позволять". Особое внимание уделялось государственным служащим: от всех чиновников требовалось откровенное признание состоят ли они в ложах, члены лож должны были дать подписку о выходе из масонства, в случае отказа они немедленно увольнялись с государственной службы.
Завтра мы также вспоминаем няню А.С.Пушкина Арину (Ирину) Родионовну Яковлеву (1758-1828); философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900); в воскресенье мы также вспоминаем композитора Тихона Николаевича Хренникова (1913-2007).