Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вера, национализм и патриотизм

01.08.2011


Как бы нам не заблудиться между ними …

В последние недели июля на РНЛ почти совпали по времени начатая А.Д.Степановым дискуссия о национализме и преступный акт Брейвика в норвежском Осло. И то и другое проясняет различия между национализмом и Христианством. Даже если бы этот Брейвик был трижды прав – например, в своем протесте против исламизации Европы и вообще общеевропейского декаданса – то своим массовым убийством он раз навсегда отделил себя от христианской Благой Вести. По плодам их узнаете их, сказано в Писании. Хотя объективно Брейвик добился, конечно, прямо противоположного своим целям результата, став символом правого европейского нацизма, которым теперь либералы будут пугать маленьких детей. Невозможно представить себе настоящего христианина, прокладывающего себе путь ценой кровавого насилия над телами и душами людей. Даже сторонник «японского фундаментализма» Юкио Мисима прибег в свое время к харакири, то есть к ритуальному самоубийству, а не к казни своих вестернизированных и расслабленных соотечественников – выродившихся наследников суровых самураев. Что уж тут говорить о Христианстве, в духовном пространстве которого каждая слезинка ребенка сосчитана!

Повторю то, что я писал в прошлом «Дневнике философа»: национализм как таковой есть разновидность буржуазной идеологии, возникающей в Европе в эпоху Просвещения по мере ослабления христианской веры. Во времена бюргерских революций прогрессивный Запад, по сути, прощался с Христианством, выдвинув ему на смену абстракцию «политической нации», преследующей свои прагматические (прежде всего финансовые) цели, и в этом плане противостоящей не только Риму, но всему христианскому завету. Протестантская (особенно кальвинистская) этика в дальнейшем много постаралась, чтобы «вернуть» западных христиан фактически к иудаизму (религиозному материализму), подчас незаметно для них самих. Перечитайте «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М.Достоевского (1863) – там даны впечатляющие картины постхристианской жизни Европы, проводящей вполне националистическую внутреннюю и внешнюю политику, гордясь своим «бременем белого человека». Одни разборки англичан в Индии чего стоят! Что касается молодых Соединенных Штатов, основанных протестантами-пуританами и решавших свои национально-демократические задачи, то они для этого завозили к себе, под статую Свободы, черных рабов тысячами...

Обратясь теперь к русскому национальному сознанию и самосознанию, следует признать, что оно по большому счету никогда не покидало христианского духовного поля. Подлинными носителями русского православного национального Логоса были, например, старшие славянофилы, прежде всего Киреевский и Хомяков, никогда, кстати, не называвшие себя националистами, Они считали себя – в отличие от европейских рационалистов-диалектиков – собственно христианскими мыслителями. Не были националистами в западном – нехристианском – смысле этого слова – ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев, ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров, хотя они горой стояли за Святую Русь (в форме христианской Империи) и ценили её как сложившуюся цивилизационную структуру вселенского Православия. Даже черносотенцы – члены монархического «Союза русского народа» – были прежде всего христианами, а потом уже русскими людьми. Только позднее стали у нас возникать собственно националистические политические партии, рассматривавшие религиозные ценности как одну из разновидностей племенной эмблематики (например, «Всероссийский национальный союз», партия М.Меньшикова). Что касается наших современников – в частности, авторов журнала «Вопросы национализма», то они непосредственно продолжают европейскую, буржуазно-демократическую линию в национальном вопросе, стремясь встроить капиталистическую Россию в концерт цивилизованных западных (правда, постхристианских) стран. Не случайна у них, между прочим, и ссылка на декабристов-масонов: те не только царскую семью собирались вырезать, но и многих инородцев выслать в весьма отдаленные края...

Как бы то ни было, сегодня мы должны констатировать, что национализм в строгом смысле слова – то есть избирательная этническая мифологема определенного народа/этноса, выделяющая его среди других этносов как нечто радикально иное и высшее («богоизбранный народ», «высшая раса») – не вписывается в перспективу христианского универсализма и мирового спасения. Нация-кровь как Бог или, по меньшей мере, как исключительное дитя Бога – это концептуальная основа языческих и талмудических представлений о взаимоотношениях Творца и твари. Не буду повторять общеизвестных слов Евангелия о том, для Христа нет ни эллина, ни иудея. Это не значит, что они теряют право на существование – это значит, что в мире (точнее, выше мира) есть нечто несравненно важнейшее, чем собственно эллинство или иудейство.

Как сказал бы Иван Ильин, всё – в том числе и собственный любимый народ – надо видеть в Божьем луче. В православном Христианстве есть место всему – и личности, и нации, и обществу, то есть любой тварной реальности, но по отношению к Христу, а не только к самой себе. Потому выражение «православный национализм» – такая же химера, как и «православный персонализм» или «православный социализм». Христианство непреложно ценит каждую уникальную нацию, так же, как и уникальную личность или совершенное общественное устройство: то, и другое, и третье суть жемчужины в божественном проекте мироздания. Поэтому не надо и двух слов вместо одного. Неизвращенное Христианство «по определению» содержит в себе развитый личный, национальный и социальный элемент. Тот же Достоевский точно сказал, что Православие и есть наш русский социализм. Точно так же Православие есть наш русский национализм. И наш русский персонализм.

Подводя итог, скажу, что спор идет вовсе не о словах. Религия, патриотизм и национализм – понятия соотносящиеся, но не тождественные. Христианское послание, намеренно противопоставленное национальному (родовому и личному) началу, превращается в бесплотную (и бесплодную) идеалистическую утопию, а национальная идея, отделенная от Христианства, вырождается в языческую абсолютизацию самой себя. Если мы желаем быть патриотами, нам следует это хорошо понимать. Классическая русская мысль/культура была одновременно христианской и национальной, не противополагая эти сущности, но выстраивая их в правильной иерархии. Только некоторые нынешние «демократы», внедрившись в национально-религиозную сферу, по сути, хотят поменять веру и нацию местами, и, таким образом, либо вовсе устранить Христа из народной жизни, либо отвести ему декоративный этнографический угол на коммерчески-политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма). Либералы в политике, в религии и в нации – близнецы-братья. Правда, такая политика может привести к стрельбе, как показали события в Осло. И это ещё цветочки. Всё дело в том, чтобы вера и нация составляли единое целое, но на основе православной веры, а не наоборот.

И последнее. Русские сейчас находятся действительно в трудном положении – в том числе и в национальном плане. Те области деятельности и культуры, под которые они были веками «заточены» – духовный (сакральный) поиск, наука, искусство, промышленность, строительство великого государства – ныне находятся в социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не востребованы, тогда как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля. Национальные качества русского народа не противоречат его религиозным – православным – энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Брат-3 : Вера, национализм и патриотизм
2011-08-02 в 23:20

7. Эрик Лямпе. Юморно получилось. Я даже рассмеялся.
А когда чуть глубже вдумался грустно и тяжело стало. Это действительно так. Слова ради слов в обосновании ничему. Тавтология с бессмыслицей, притянутая к небезобидным выводам.
7. Эрик Лямпе : Re: Вера, национализм и патриотизм
2011-08-02 в 08:06

Автор сводит национализм к расизму и радикальному национал-социализму.

Если прочесть замысловатую фразу автора
дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов

, заменив слово "русские" везде на "крупный рогатый скот", а "элиту" на "животновода", то вполне можно представить себя на лекции по животноводсту в сельхозакадемии.
6. остров72 : на пост 2 А.В.Шахматова
2011-08-01 в 18:52

Почему А.В.Шахматов не любит социализм? Это "страстотерпие" роднит его с избранной нацией, евреями, которым уравнительный склад жизни тоже не по душе. Как они, бедняги, рвались из Советского Союза лизать сливки в либеральные страны!.. Но вот при диком капитализме стало возможно ловить золотую рыбку в мутной воде, и они снова сбежались в Россию. И Шахматов тоже. Никогда бы в жизни не приехал в Россию этот горе-патриот, если бы оперным певцам платили по советским ставкам и тарифам. Теперь своих ограбленных русских собратьев, живущих на 5-10 тысяч в месяц, он называет быдлом. Я что-то сомневаюсь в его русскости.
5. Cветлана : Re: Вера, национализм и патриотизм
2011-08-01 в 17:39

Смотрите, исчезло из паспорта слово русский. Далее, национальных банков у нас, как в Европе, нет, а вместо этого есть государственные…Кому служат государственные чиновники и интересы какой нации они защищают?
При последних переписях возникают уже тысячи новых национальностей (каждый может назваться как хочет или придумать новую ), укрепляются и объединяются старые (идет речь даже о формировании отдельных национальных военных подразделений), а понятие «русские» «размывается».
Далее, нам внушается то, что русские – это вымирающий народ и который вечно был «под кем – то», и что спасение наше в увеличении миграции и в конечном итоге. замене ею коренного населения.
Далее начинает «перекраиваться» история нашего тысячелетнего русского православного государства, предпринимаются попытки изменить наш цивилизационный код.
Православие всегда было скрепляющим «цементом» наших многочисленных народностей, впитавших нашу культуру, традиции, духовные ценности. Но русские никого не порабощали, не превращали в рабов и не колонизировали, как это было в Европе. Другие народы, наоборот, могли относительно спокойно жить под защитой русских, что позволяло укреплять свою самобытность и свои культурные традиции.
Связующим звеном между русскими и другими народами и народностями было и остается Православие.
Пример христианского служения ближнему позволяет расставлять все на свои мести.
«Кто хочет из вас быть первым, да будет всем слугой».
Все это позволяет обходить острые углы инаковости, избегать конкуренции и конфронтации, жить в мире и дружбе с другими народами.
Сейчас же нам стараются внушить, что все, что было раньше – это историческая ошибка, что мы всегда были никчемными и пьяницами, всегда «лежали на завалинке или печи» и были тупы и ленивы.
И поэтому нам надо создавать новую нацию россиян, менять цивилизационный код, а наши вековые традиции, основанные на Православие надо загнать « в угол», как «пережиток» прошлого.
Что надо приобретать новые качества, такие как терпимость (и ко всему худому) – вместо любви, развивать конкурентностособность, индивидуализм, «рыночные» отношения вместо взаимопомощи и взаимовыручки, поставить свои интересы выше общих…
Вот отсюда и проистекает либеральный национализм. Что можно для одного, то можно и для группы людей.
А первоисточник всему этому – это культ «мультикультурализма», когда Христу отводиться «декоративный этнографический угол». Полностью согласна с автором в этих строках:
«Только некоторые нынешние «демократы», внедрившись в национально-религиозную сферу, по сути, хотят поменять веру и нацию местами, и, таким образом, либо вовсе устранить Христа из народной жизни, либо отвести ему декоративный этнографический угол на коммерчески-политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма). Либералы в политике, в религии и в нации – близнецы-братья».
4. Калужанин : Вера, национализм и патриотизм
2011-08-01 в 17:34

По прочтении статьи, создавалось впечатление, что перед Автором стоит трудная задача: сделать обратный вывод из своего внутреннего состояния.
С одной стороны, чувствуется, что Автор прекрасно понимает, что сохранение и приумножение русского духа, русской национальной традиции необходимое условие для православного мировоззрения, для несения Православия в мир и мiр. Но, при этом, почему-то ему необходимо наносить удар по идеологии, которая основывается именно на этом. То есть, по русскому национализму.
Автор, также прекрасно внутренне понимает, что русский православный национализм есть продолжение линии славянофилов. Но, делает вид, что это ему не ведомо. Более того, неуклюже пытается разорвать эту связь.
Повторю мысль, которую излагал в комментариях к другим материалам. Опорочить можно что угодно. И "патриотизм", кстати, тоже, который Автор пытается противопоставить русскому национализму. Ведь, патриотизм может быть не только русским или державным, но и, скажем, европейским, американским или израильским. Так давайте теперь критиковать патриотические чувства вообще и патриотические чувства по отношении к России. Боюсь, что когда (и если) "русский национализм" будет дискредитирован, то тогда примутся дискредитировать и "патриотизм" и, скажем, "консерватизм", и перманентно все иные добрые понятия, до тех пор пока не останется лишь "либерализм".
Меня (уверен, не только меня) не интересует "научно" подогнанное определение национализма вообще к русскому национализму. Между тем, русский националист не может быть не патриотом. Зачем противопоставлять патриотизм и национализм? Меня не интересует в этом смысле "эпоха Просвещения", "общеевропейский декаданс", Брейвики, либералы и фашисты все вместе взятые. Меня не интересует генезис западного национализма, который взял в итоге либеральный крен, а не христианское мировоззрение. Меня интересует развитие русского национализма, который изначально был и остается исключительно консервативным, основанным на православных ценностях. Меня интересует духовная основа русского национализма. А духовная основа русского национализма - труды святителей, славянофилов, русских националистов.
Об этом говорит и сам Автор: "Не были националистами в западном – нехристианском – смысле этого слова – ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев, ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров". Так зачем Автору необходимо подтачивать основы русскому национализму? Не понятно.
Зачем нужны попытки противопоставления христианских ценностей и русского национализма? При том, что русский национализм исходит из православных ценностей и является охранителем оных, стремясь сохранить русский народ, носителя Православия. Это же настолько ясно и понятно! Кто сказал, что русский национализм ставит Народ выше Веры?! Зачем маниакально повторять этот неверный тезис? Кому и для чего все это нужно? Я пока однозначного ответа не нахожу.
Теперь. Что за логика у Автора по отдельным вопросам? Автор говорит: "Выражение «православный национализм» – такая же химера, как и ... «православный социализм». ... Поэтому не надо и двух слов вместо одного. ... Тот же Достоевский точно сказал, что Православие и есть наш русский социализм. Точно так же Православие есть наш русский национализм". Автор здесь, во-первых, опровергает свою же генеральную линию, что, мол, русский национализм противопоставлен Православию. Я думаю, что слово "православный" добавляют к понятию "национализм", чтобы таким как Автор сразу была ясна сущность русского национализма. А то, некоторые делают вид, что не знают, что русский национализм основывается на православии. Во-вторых, если Достоевским употреблялись "химеры" для наглядности выражения истины, значит, - это не химеры. В-третьих, и главное, упоминание Достоевского, лишний раз подвигает к тому, чтобы вспомнить слова Достоевского о роли и значении русского народа. А ну, как теперь соединить воедино эти мысли Достоевского! Что получается? ... Оставляю право за Автором сделать элементарное обобщение двух мыслей Достоевского в один вывод.
Так зачем Автор столь некорректно и грубо пытается взывать к гению Достоевского, доказывая обратное, наследию Достоевского?
Упоминается также Ильин в обосновании сомнительных тезисов Автора. По принципу - хорошо, что упоминается. Это говорит о том, что Автор внутренне принимает его наследие. Но, автор-то полностью стоит на отрицании истинности русского национализма. Согласен ли с этим И.А. Ильин? Вообще, Ильин - классик русского национализма. А статья Автора, напомню, пытается опровергнуть русский национализм. Парадокс, однако. Неужто Автор не знаком с трудом Ильина "Наши задачи"? Неужели не знаком с мыслями Ильина из подраздела этого труда "О русском национализме", где Иван Александрович, в частности, говорит: "В противоположность всякому интернационализму ... в противовес всякой денационализации ... - мы утверждаем русский национализм, истинный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу".
В принципе одних этих слов Ильина достаточно, чтобы увидеть полную несостоятельность утверждений Автора.
Хочется порекомендовать Автору перечитать хотя бы эту главу из "Наших задач".
Так на кого рассчитаны все эти пассажи Автора в его статье?
Куда ни кинь взгляд, в любое место статьи, - сплошные противоречия.
3. Славянофил : И последнее....
2011-08-01 в 13:25

Дорогой Александр Леонидович, последний абзац Вашей глубокой и откровенной статьи, для меня, самый важный. "Русские сейчас находятся действительно в трудном положении – в том числе и в национальном плане. Те области деятельности и культуры, под которые они были веками «заточены» – духовный (сакральный) поиск, наука, искусство, промышленность, строительство великого государства – ныне находятся в социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не востребованы, тогда как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал." Как все точно. Я не стану задавать грустные вопросы о наличии русской национальной элиты, будем считать, что она есть. Но куда уйти от вопросов о ее стратегии, тактике, полномочиях и ресурсах. Где, в чем сегодня в России можно хотя бы чуть чуть почувствовать деятельную энергию национальной русской элиты? Ведь отмеченная Вами невостребованность лучших качеств нашего народа, и обусловлена тем, что элита либо лишена всяких рычагов влияния на жизнь народа, либо «купается в море дикого капитализма", тут же перестав быть русской элитой. Похоже элита и капитал две вещи не совместные. И мы вновь ощущаем всю мощь золотого тельца, который перемалывает на наших глазах русские Православные души.
2. : Re: Вера, национализм и патриотизм
2011-08-01 в 12:22

Русскость должна быть с Богом,а не с дьяволом, а национализм-это еврейская теория сеять в народах смуты,революции,конфликты,войны...Что касается социализма, то это всего лишь создание интернационального быдло.
1. остров72 : Re: Вера, национализм и патриотизм
2011-08-01 в 10:29

Социализм, труд, равенство, братство, дружба народов, запрет на эксплуатацию человека человеком, счастливое детство, любовь к Богу, приоритет духовных интересов над материальными - и не надо никакого убогого национализма. Слепой национализм видит свой корень в Русе, Хаме, Аврааме и закрывает глаза на истинного жизнедателя - Бога, Он - наш Отец, Пастырь, Кормилец, Врачеватель, Учитель, Судья и Заступник. Он наша Отчизна.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме