itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вера, национализм и патриотизм

Как бы нам не заблудиться между ними

0
854
Время на чтение 5 минут
В последние недели июля на РНЛ почти совпали по времени начатая А.Д.Степановым дискуссия о национализме и преступный акт Брейвика в норвежском Осло. И то и другое проясняет различия между национализмом и Христианством. Даже если бы этот Брейвик был трижды прав – например, в своем протесте против исламизации Европы и вообще общеевропейского декаданса – то своим массовым убийством он раз навсегда отделил себя от христианской Благой Вести. По плодам их узнаете их, сказано в Писании. Хотя объективно Брейвик добился, конечно, прямо противоположного своим целям результата, став символом правого европейского нацизма, которым теперь либералы будут пугать маленьких детей. Невозможно представить себе настоящего христианина, прокладывающего себе путь ценой кровавого насилия над телами и душами людей. Даже сторонник «японского фундаментализма» Юкио Мисима прибег в свое время к харакири, то есть к ритуальному самоубийству, а не к казни своих вестернизированных и расслабленных соотечественников – выродившихся наследников суровых самураев. Что уж тут говорить о Христианстве, в духовном пространстве которого каждая слезинка ребенка сосчитана!

Повторю то, что я писал в прошлом «Дневнике философа»: национализм как таковой есть разновидность буржуазной идеологии, возникающей в Европе в эпоху Просвещения по мере ослабления христианской веры. Во времена бюргерских революций прогрессивный Запад, по сути, прощался с Христианством, выдвинув ему на смену абстракцию «политической нации», преследующей свои прагматические (прежде всего финансовые) цели, и в этом плане противостоящей не только Риму, но всему христианскому завету. Протестантская (особенно кальвинистская) этика в дальнейшем много постаралась, чтобы «вернуть» западных христиан фактически к иудаизму (религиозному материализму), подчас незаметно для них самих. Перечитайте «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М.Достоевского (1863) – там даны впечатляющие картины постхристианской жизни Европы, проводящей вполне националистическую внутреннюю и внешнюю политику, гордясь своим «бременем белого человека». Одни разборки англичан в Индии чего стоят! Что касается молодых Соединенных Штатов, основанных протестантами-пуританами и решавших свои национально-демократические задачи, то они для этого завозили к себе, под статую Свободы, черных рабов тысячами...

Обратясь теперь к русскому национальному сознанию и самосознанию, следует признать, что оно по большому счету никогда не покидало христианского духовного поля. Подлинными носителями русского православного национального Логоса были, например, старшие славянофилы, прежде всего Киреевский и Хомяков, никогда, кстати, не называвшие себя националистами, Они считали себя – в отличие от европейских рационалистов-диалектиков – собственно христианскими мыслителями. Не были националистами в западном – нехристианском – смысле этого слова – ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев, ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров, хотя они горой стояли за Святую Русь (в форме христианской Империи) и ценили её как сложившуюся цивилизационную структуру вселенского Православия. Даже черносотенцы – члены монархического «Союза русского народа» – были прежде всего христианами, а потом уже русскими людьми. Только позднее стали у нас возникать собственно националистические политические партии, рассматривавшие религиозные ценности как одну из разновидностей племенной эмблематики (например, «Всероссийский национальный союз», партия М.Меньшикова). Что касается наших современников – в частности, авторов журнала «Вопросы национализма», то они непосредственно продолжают европейскую, буржуазно-демократическую линию в национальном вопросе, стремясь встроить капиталистическую Россию в концерт цивилизованных западных (правда, постхристианских) стран. Не случайна у них, между прочим, и ссылка на декабристов-масонов: те не только царскую семью собирались вырезать, но и многих инородцев выслать в весьма отдаленные края...

Как бы то ни было, сегодня мы должны констатировать, что национализм в строгом смысле слова – то есть избирательная этническая мифологема определенного народа/этноса, выделяющая его среди других этносов как нечто радикально иное и высшее («богоизбранный народ», «высшая раса») – не вписывается в перспективу христианского универсализма и мирового спасения. Нация-кровь как Бог или, по меньшей мере, как исключительное дитя Бога – это концептуальная основа языческих и талмудических представлений о взаимоотношениях Творца и твари. Не буду повторять общеизвестных слов Евангелия о том, для Христа нет ни эллина, ни иудея. Это не значит, что они теряют право на существование – это значит, что в мире (точнее, выше мира) есть нечто несравненно важнейшее, чем собственно эллинство или иудейство.

Как сказал бы Иван Ильин, всё – в том числе и собственный любимый народ – надо видеть в Божьем луче. В православном Христианстве есть место всему – и личности, и нации, и обществу, то есть любой тварной реальности, но по отношению к Христу, а не только к самой себе. Потому выражение «православный национализм» – такая же химера, как и «православный персонализм» или «православный социализм». Христианство непреложно ценит каждую уникальную нацию, так же, как и уникальную личность или совершенное общественное устройство: то, и другое, и третье суть жемчужины в божественном проекте мироздания. Поэтому не надо и двух слов вместо одного. Неизвращенное Христианство «по определению» содержит в себе развитый личный, национальный и социальный элемент. Тот же Достоевский точно сказал, что Православие и есть наш русский социализм. Точно так же Православие есть наш русский национализм. И наш русский персонализм.

Подводя итог, скажу, что спор идет вовсе не о словах. Религия, патриотизм и национализм – понятия соотносящиеся, но не тождественные. Христианское послание, намеренно противопоставленное национальному (родовому и личному) началу, превращается в бесплотную (и бесплодную) идеалистическую утопию, а национальная идея, отделенная от Христианства, вырождается в языческую абсолютизацию самой себя. Если мы желаем быть патриотами, нам следует это хорошо понимать. Классическая русская мысль/культура была одновременно христианской и национальной, не противополагая эти сущности, но выстраивая их в правильной иерархии. Только некоторые нынешние «демократы», внедрившись в национально-религиозную сферу, по сути, хотят поменять веру и нацию местами, и, таким образом, либо вовсе устранить Христа из народной жизни, либо отвести ему декоративный этнографический угол на коммерчески-политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма). Либералы в политике, в религии и в нации – близнецы-братья. Правда, такая политика может привести к стрельбе, как показали события в Осло. И это ещё цветочки. Всё дело в том, чтобы вера и нация составляли единое целое, но на основе православной веры, а не наоборот.

И последнее. Русские сейчас находятся действительно в трудном положении – в том числе и в национальном плане. Те области деятельности и культуры, под которые они были веками «заточены» – духовный (сакральный) поиск, наука, искусство, промышленность, строительство великого государства – ныне находятся в социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не востребованы, тогда как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля. Национальные качества русского народа не противоречат его религиозным – православным – энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Вера, национализм и патриотизм

7. Эрик Лямпе. Юморно получилось. Я даже рассмеялся. А когда чуть глубже вдумался грустно и тяжело стало. Это действительно так. Слова ради слов в обосновании ничему. Тавтология с бессмыслицей, притянутая к небезобидным выводам.
Брат-3 / 02.08.2011, 19:20

6. Re: Вера, национализм и патриотизм

Автор сводит национализм к расизму и радикальному национал-социализму. Если прочесть замысловатую фразу автора дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов

, заменив слово "русские" везде на "крупный рогатый скот", а "элиту" на "животновода", то вполне можно представить себя на лекции по животноводсту в сельхозакадемии.
Эрик Лямпе / 02.08.2011, 04:06

5. на пост 2 А.В.Шахматова

Почему А.В.Шахматов не любит социализм? Это "страстотерпие" роднит его с избранной нацией, евреями, которым уравнительный склад жизни тоже не по душе. Как они, бедняги, рвались из Советского Союза лизать сливки в либеральные страны!.. Но вот при диком капитализме стало возможно ловить золотую рыбку в мутной воде, и они снова сбежались в Россию. И Шахматов тоже. Никогда бы в жизни не приехал в Россию этот горе-патриот, если бы оперным певцам платили по советским ставкам и тарифам. Теперь своих ограбленных русских собратьев, живущих на 5-10 тысяч в месяц, он называет быдлом. Я что-то сомневаюсь в его русскости.
остров72 / 01.08.2011, 14:52

4. Re: Вера, национализм и патриотизм

Смотрите, исчезло из паспорта слово русский. Далее, национальных банков у нас, как в Европе, нет, а вместо этого есть государственные…Кому служат государственные чиновники и интересы какой нации они защищают? При последних переписях возникают уже тысячи новых национальностей (каждый может назваться как хочет или придумать новую ), укрепляются и объединяются старые (идет речь даже о формировании отдельных национальных военных подразделений), а понятие «русские» «размывается». Далее, нам внушается то, что русские – это вымирающий народ и который вечно был «под кем – то», и что спасение наше в увеличении миграции и в конечном итоге. замене ею коренного населения. Далее начинает «перекраиваться» история нашего тысячелетнего русского православного государства, предпринимаются попытки изменить наш цивилизационный код. Православие всегда было скрепляющим «цементом» наших многочисленных народностей, впитавших нашу культуру, традиции, духовные ценности. Но русские никого не порабощали, не превращали в рабов и не колонизировали, как это было в Европе. Другие народы, наоборот, могли относительно спокойно жить под защитой русских, что позволяло укреплять свою самобытность и свои культурные традиции. Связующим звеном между русскими и другими народами и народностями было и остается Православие. Пример христианского служения ближнему позволяет расставлять все на свои мести. «Кто хочет из вас быть первым, да будет всем слугой». Все это позволяет обходить острые углы инаковости, избегать конкуренции и конфронтации, жить в мире и дружбе с другими народами. Сейчас же нам стараются внушить, что все, что было раньше – это историческая ошибка, что мы всегда были никчемными и пьяницами, всегда «лежали на завалинке или печи» и были тупы и ленивы. И поэтому нам надо создавать новую нацию россиян, менять цивилизационный код, а наши вековые традиции, основанные на Православие надо загнать « в угол», как «пережиток» прошлого. Что надо приобретать новые качества, такие как терпимость (и ко всему худому) – вместо любви, развивать конкурентностособность, индивидуализм, «рыночные» отношения вместо взаимопомощи и взаимовыручки, поставить свои интересы выше общих… Вот отсюда и проистекает либеральный национализм. Что можно для одного, то можно и для группы людей. А первоисточник всему этому – это культ «мультикультурализма», когда Христу отводиться «декоративный этнографический угол». Полностью согласна с автором в этих строках: «Только некоторые нынешние «демократы», внедрившись в национально-религиозную сферу, по сути, хотят поменять веру и нацию местами, и, таким образом, либо вовсе устранить Христа из народной жизни, либо отвести ему декоративный этнографический угол на коммерчески-политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма). Либералы в политике, в религии и в нации – близнецы-братья».
Cветлана / 01.08.2011, 13:39

3. И последнее....

Дорогой Александр Леонидович, последний абзац Вашей глубокой и откровенной статьи, для меня, самый важный. "Русские сейчас находятся действительно в трудном положении – в том числе и в национальном плане. Те области деятельности и культуры, под которые они были веками «заточены» – духовный (сакральный) поиск, наука, искусство, промышленность, строительство великого государства – ныне находятся в социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не востребованы, тогда как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал." Как все точно. Я не стану задавать грустные вопросы о наличии русской национальной элиты, будем считать, что она есть. Но куда уйти от вопросов о ее стратегии, тактике, полномочиях и ресурсах. Где, в чем сегодня в России можно хотя бы чуть чуть почувствовать деятельную энергию национальной русской элиты? Ведь отмеченная Вами невостребованность лучших качеств нашего народа, и обусловлена тем, что элита либо лишена всяких рычагов влияния на жизнь народа, либо «купается в море дикого капитализма", тут же перестав быть русской элитой. Похоже элита и капитал две вещи не совместные. И мы вновь ощущаем всю мощь золотого тельца, который перемалывает на наших глазах русские Православные души.
Славянофил / 01.08.2011, 09:25

2. Re: Вера, национализм и патриотизм

Русскость должна быть с Богом,а не с дьяволом, а национализм-это еврейская теория сеять в народах смуты,революции,конфликты,войны...Что касается социализма, то это всего лишь создание интернационального быдло.
/ 01.08.2011, 08:22

1. Re: Вера, национализм и патриотизм

Социализм, труд, равенство, братство, дружба народов, запрет на эксплуатацию человека человеком, счастливое детство, любовь к Богу, приоритет духовных интересов над материальными - и не надо никакого убогого национализма. Слепой национализм видит свой корень в Русе, Хаме, Аврааме и закрывает глаза на истинного жизнедателя - Бога, Он - наш Отец, Пастырь, Кормилец, Врачеватель, Учитель, Судья и Заступник. Он наша Отчизна.
остров72 / 01.08.2011, 06:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
«Голубиная книга» и русское миропонимание
Взаимопретворение души и тела, порождённых и питаемых Христовой любовью
16.10.2023
Все статьи Александр Казин
Последние комментарии