Повторю то, что я писал в прошлом «Дневнике философа»: национализм как таковой есть разновидность буржуазной идеологии, возникающей в Европе в эпоху Просвещения по мере ослабления христианской веры. Во времена бюргерских революций прогрессивный Запад, по сути, прощался с Христианством, выдвинув ему на смену абстракцию «политической нации», преследующей свои прагматические (прежде всего финансовые) цели, и в этом плане противостоящей не только Риму, но всему христианскому завету. Протестантская (особенно кальвинистская) этика в дальнейшем много постаралась, чтобы «вернуть» западных христиан фактически к иудаизму (религиозному материализму), подчас незаметно для них самих. Перечитайте «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М.Достоевского (1863) – там даны впечатляющие картины постхристианской жизни Европы, проводящей вполне националистическую внутреннюю и внешнюю политику, гордясь своим «бременем белого человека». Одни разборки англичан в Индии чего стоят! Что касается молодых Соединенных Штатов, основанных протестантами-пуританами и решавших свои национально-демократические задачи, то они для этого завозили к себе, под статую Свободы, черных рабов тысячами...
Обратясь теперь к русскому национальному сознанию и самосознанию, следует признать, что оно по большому счету никогда не покидало христианского духовного поля. Подлинными носителями русского православного национального Логоса были, например, старшие славянофилы, прежде всего Киреевский и Хомяков, никогда, кстати, не называвшие себя националистами, Они считали себя – в отличие от европейских рационалистов-диалектиков – собственно христианскими мыслителями. Не были националистами в западном – нехристианском – смысле этого слова – ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев, ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров, хотя они горой стояли за Святую Русь (в форме христианской Империи) и ценили её как сложившуюся цивилизационную структуру вселенского Православия. Даже черносотенцы – члены монархического «Союза русского народа» – были прежде всего христианами, а потом уже русскими людьми. Только позднее стали у нас возникать собственно националистические политические партии, рассматривавшие религиозные ценности как одну из разновидностей племенной эмблематики (например, «Всероссийский национальный союз», партия М.Меньшикова). Что касается наших современников – в частности, авторов журнала «Вопросы национализма», то они непосредственно продолжают европейскую, буржуазно-демократическую линию в национальном вопросе, стремясь встроить капиталистическую Россию в концерт цивилизованных западных (правда, постхристианских) стран. Не случайна у них, между прочим, и ссылка на декабристов-масонов: те не только царскую семью собирались вырезать, но и многих инородцев выслать в весьма отдаленные края...
Как бы то ни было, сегодня мы должны констатировать, что национализм в строгом смысле слова – то есть избирательная этническая мифологема определенного народа/этноса, выделяющая его среди других этносов как нечто радикально иное и высшее («богоизбранный народ», «высшая раса») – не вписывается в перспективу христианского универсализма и мирового спасения. Нация-кровь как Бог или, по меньшей мере, как исключительное дитя Бога – это концептуальная основа языческих и талмудических представлений о взаимоотношениях Творца и твари. Не буду повторять общеизвестных слов Евангелия о том, для Христа нет ни эллина, ни иудея. Это не значит, что они теряют право на существование – это значит, что в мире (точнее, выше мира) есть нечто несравненно важнейшее, чем собственно эллинство или иудейство.
Как сказал бы Иван Ильин, всё – в том числе и собственный любимый народ – надо видеть в Божьем луче. В православном Христианстве есть место всему – и личности, и нации, и обществу, то есть любой тварной реальности, но по отношению к Христу, а не только к самой себе. Потому выражение «православный национализм» – такая же химера, как и «православный персонализм» или «православный социализм». Христианство непреложно ценит каждую уникальную нацию, так же, как и уникальную личность или совершенное общественное устройство: то, и другое, и третье суть жемчужины в божественном проекте мироздания. Поэтому не надо и двух слов вместо одного. Неизвращенное Христианство «по определению» содержит в себе развитый личный, национальный и социальный элемент. Тот же Достоевский точно сказал, что Православие и есть наш русский социализм. Точно так же Православие есть наш русский национализм. И наш русский персонализм.
Подводя итог, скажу, что спор идет вовсе не о словах. Религия, патриотизм и национализм – понятия соотносящиеся, но не тождественные. Христианское послание, намеренно противопоставленное национальному (родовому и личному) началу, превращается в бесплотную (и бесплодную) идеалистическую утопию, а национальная идея, отделенная от Христианства, вырождается в языческую абсолютизацию самой себя. Если мы желаем быть патриотами, нам следует это хорошо понимать. Классическая русская мысль/культура была одновременно христианской и национальной, не противополагая эти сущности, но выстраивая их в правильной иерархии. Только некоторые нынешние «демократы», внедрившись в национально-религиозную сферу, по сути, хотят поменять веру и нацию местами, и, таким образом, либо вовсе устранить Христа из народной жизни, либо отвести ему декоративный этнографический угол на коммерчески-политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма). Либералы в политике, в религии и в нации – близнецы-братья. Правда, такая политика может привести к стрельбе, как показали события в Осло. И это ещё цветочки. Всё дело в том, чтобы вера и нация составляли единое целое, но на основе православной веры, а не наоборот.
И последнее. Русские сейчас находятся действительно в трудном положении – в том числе и в национальном плане. Те области деятельности и культуры, под которые они были веками «заточены» – духовный (сакральный) поиск, наука, искусство, промышленность, строительство великого государства – ныне находятся в социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не востребованы, тогда как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля. Национальные качества русского народа не противоречат его религиозным – православным – энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»
7. Вера, национализм и патриотизм
6. Re: Вера, национализм и патриотизм
5. на пост 2 А.В.Шахматова
4. Re: Вера, национализм и патриотизм
3. И последнее....
2. Re: Вера, национализм и патриотизм
1. Re: Вера, национализм и патриотизм