itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К чему приведет политика дробления епархий?

Владимир Семенко размышляет о последствиях изменения характера церковно-государственных отношений

Проблемы церковной жизни 
0
2230
Время на чтение 4 минуты
27 июля в Киеве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Внимание церковной общественности привлекли решения Св. Синода по кадровым вопросам и вопросам церковного управления. Наибольший резонанс вызвало перемещение в Ташкент очень популярного и авторитетного среди верующих архиепископа Екатеринбургского и Верхнетурского Викентия (Мораря). В СМИ уже озвучено множество разных версий подоплеки этого перемещения, которое журналисты прямо называют ссылкой. РНЛ опубликовала в связи с решением Св. Синода два обращения (см. здесь и здесь) к Патриарху Кириллу верующих Урала с просьбой оставить владыку на кафедре.

Однако в тени кадровых перемещений осталось куда более важное решение Св. Синода о разделении Екатеринбургской, Владивостокской и Ростовской епархий. С учетом того, что на предыдущих заседаниях Св. Синода было принято решение о разделении Ставропольской, Тюменской, Красноярской и Мордовской епархий, можно говорить о революционном изменении административного устройства Русской Православной Церкви. Революционном, потому что это приведет к изменению установившихся отношений Церкви и государства.

За последние десятилетия сложился определенный тип отношений архиереев и губернаторов, – своего рода «симфония властей по-эрэфовски». Причем, в тех субъектах РФ, где губернаторы позитивно относились к Церкви, отношения были вполне благоприятными. Во многих местах по факту правящий архиерей стал третьим лицом в местной властной иерархии после губернатора и председателя местной законодательной власти.

Теперь все меняется. Принцип «один губернатор – один архиерей» меняется на принцип «один губернатор два (три) правящих архиерея», что не только снижает статус архиереев в структуре местной власти, но и создает трудности для государственной власти в выстраивании отношений с Церковью на местах. Каковы будут последствия этой административной революции Патриарха Кирилла? Чем ответит государство на эти изменения? Послужит ли новая система делу укрепления церковно-государственных отношений? Об этом размышляет известный писатель и аналитик, директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко.


«Синод Русской Православной Церкви произвел существенные кадровые перестановки. Здесь мы видим ту же тенденцию, которая присутствовала и раньше в политике высшей церковной власти РПЦ, а именно речь идет о дальнейшем дроблении епархий, причем епархий наиболее важных. В их число пока не входят Московская и Санкт-Петербургская, что симптоматично.

На это можно смотреть двояким образом. Если рассматривать это обстоятельство изолированно, в отрыве от контекста и внешних условий, в которых живет наша Церковь, то в принципе, как я уже говорил в одном из комментариев, это можно понять. Архиерей, который руководит небольшой епархией, имеет возможность хорошо узнать свой клир, регулярно объезжать свою епархию, непосредственно управлять, держа, что называется, руку на пульсе тех проблем, которые существуют в приходах и благочиниях, и будучи, как говорится, поближе к народу, укреплять связь между епархиальным духовенством и народом.

Но это чисто отвлеченная схема, ибо мы рассматриваем ситуацию вне того государственно-общественного контекста, в котором Церковь существует. Если иметь ввиду этот контекст, но, на мой взгляд, это решение, которое вписано в длинный ряд предыдущих решений, будет иметь не вполне позитивные последствия, а скорее всего даже и негативные.

После дробления епархий их границы уже не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Это приведет к двояким последствиям. Во-первых, епархиальные архиереи потеряют свое значение, свой вес, и уже не особо важно, каких взглядов они придерживаются, что декларируют, они становятся винтиком, встроенным в церковную административную вертикаль. Во-вторых, для государства уже представляет проблему взаимодействовать с Церковью на епархиальном уровне. В ситуации, когда есть один губернатор и несколько архиереев, непонятно, как проводить государственные решения, осуществлять связь государства и Церкви на уровне местной власти.

На мой взгляд, именно дробление епархий, т.е. выстраивание Патриархом Кириллом и Священным Синодом новой системы управления Церковью, новой административной вертикали, и является одной из причин (не единственной, конечно) того, что правительство в лице премьер-министра Владимира Путина, и это безусловно согласовано с Президентом, начинает формирование своей новой вертикали, т.е. планирует создать специальный орган по делам религий и национальностей при Правительстве. Неважно, будет ли этот оран входить в структуру Правительства, или это будет особая комиссия при Правительстве. Важно, что теперь отношения между государством и Церковью будут выстраиваться не через местную власть, не через губернаторов и дальше по вертикали, а через некий федеральный орган. Хорошо это или плохо я судить не берусь, сейчас об этом высказываться преждевременно, но это так.

Лично меня настораживает и тот факт, что как-то так случайно получается (я ничего не хочу сказать о намерениях Св. Синода и Патриарха), что именно епархиальные архиереи, которые придерживаются твердых консервативных взглядов отправляются служить в места отдаленные, либо их епархии дробятся, из-за чего они теряют свое значение.

Яркий пример - архиепископ Екатеринбургский Викентий, который имеет репутацию твердого консерватора и искреннего почитателя святых Царственных Мучеников. Ранее, напомню, были раздроблены Тюменская и Красноярская епархии. Это все тревожные симптомы».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

40. 39. Сельскому бригадиру

"А почему же тогда никто не собирается дробить самую крупную епархию - Московскую?" Действительно, почему? На Украине не дробят епархии членов Священного Синода УПЦ. Такая т.к. привилегия заслуженным митрополитам. "Если епархия крупная - то правящему епископу надо просто несколько викариев" Тоже верно. "больше епархий – больше новых епископов..с либерально-реформаторской ориентацией в противовес архиереям старого поставления с их традиционными взглядами.." Точно. Не дробя епархии придется ждать времени ухода архиереев старого поставления в мир иной. А это затянется на достаточно долгое время.
Эдуард Хеседов / 24.08.2011, 21:55

39. Хеседову

Дробление епархий приведет к тому, что архиереи перестанут быть недосягаемыми для простых смертных священников и мирян чиновниками губернского масштаба и начнут выстраивать отношения, в первую очередь, со своей паствой, чем они, собственно, и должны заниматься

А почему же тогда никто не собирается дробить самую крупную епархию - Московскую? Ведь прихожане многих московских храмов уже 2,5 года не видят своего правящего епископа. Да и сама отговорка, что, мол, разукрупнение епархий происходит лишь с целью приблизить епископа к пастве - абсолютно лукавая. Не надо никакого дробления. Если епархия крупная - то правящему епископу надо просто несколько викариев - епископов без право голоса на Архиерейском Соборе. Повторюсь ещё раз: чтобы намечающиеся в нашей Церкви обновленческие начинания были успешно осуществлены, масштабные реформы должны осуществляться усилиями нового поколения епископата и священства, воспитанных в отрыве от многовековых трациций Русской Церкви, т.е. в новых "традициях" церковного либерализма, и за счет притока в Церковь "новых православных". Именно для этой цели и служит намечающаяся тенденция на дробление крупных епархий: ведь больше епархий – это и больше новых епископов новой формации с либерально-реформаторской ориентацией в противовес архиереям старого поставления с их традиционными взглядами на церковные традиции. А такой обновленный состав епископата может стать важным фактором при раскладе голосов на Архиерейском Соборе при начале богослужебных, а возможно в последствии – и канонических реформ. Собственно - для того же и "Проект 400" быстровозводимых храмов в Москве. Читайте Фролера. У него все это проговаривается.

38. Re: К чему приведет политика дробления епархий?

Дробление епархий приведет к тому, что архиереи перестанут быть недосягаемыми для простых смертных священников и мирян чиновниками губернского масштаба и начнут выстраивать отношения, в первую очередь, со своей паствой, чем они, собственно, и должны заниматься. А страхи насчет умаления престижа статуса архиереев перед мирской властью - совершенно напрасны. И вообще это очень положительный симптом. В скором времени маленькие епархии, где все верующие будут знать друг друга, начнет выбирать из среды самой себя епископов.
Эдуард Хеседов / 24.08.2011, 17:27

37. Re: К чему приведет политика дробления епархий?

Владыке митрополиту Викентию похоже мой пост № 8 понравился, или мы мыслим одинаково (в отличие от местных "бригадиров"). Кстати, про таких мы с внучкой стишок читаем сейчас: "Ёжики смеются. У канавки две козявки продают ежам булавки. А ежи-то хохотать! Всё не могут перестать: «Эх вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы»! Великий князь, насчет дуры - так это конечно, прав ваш дружбан "бригадир". Уж если здесь П.А.Столыпина "пигмеем" величают, то я безусловно просто дура, тем более, что имела неосторожность на грубости "бригадира" (пост 13) отвечать (в форме шутки). А насчет секундатства вашего я передумала. Благодарствуйте, с Божией помощью, сама потихоньку справляюсь.

36. Последний дрангх нах остен...

Да, верно.Уровень атаки, почти военная дисциплина, системность, стоимость самой операции, некоторые характерные черты...Знаете, задал вам вопрос не только для сверки часов, думаем по многим вопросам мы с вами действительно одинаково, разозлило меня просто это хамство немного.Деятели решили, видите ли, устроить публичную порку.Нагло, открыто, наказать по-своему, как привыкли, "по понятиям".Но и деятели должны знать, что без ответа их "движение души" оставлено не будет.Выпороты они будут еще более безпощадно.И не важно, что один из них единственный сын у мамы, а второй вундеркинд-математик...Ладно. На самом деле, хотел сначала вас спросить о Легойде.Он тоже женщина или где?Более нелепейшего объяснения о причинах дробления епархий и придумать сложно:http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/10/vladimir_legojda_dlya_nas_vazhnee_otnoshenie_s_pastvoj_chem_otnoshenie_s_gubernatorom/.Ребята попросту не готовы отвечать на подобные вопросы, да и не хотят.Интересно, какие изменения ожидают Чукотку?Если нынешний архипастырь с дрожью во всем теле пребывает в своей епархии от силы месяца три в году, а все остальное время вынужден питаться с маминого огорода (слава Богу курочки несутся хорошо), да освящением колесниц-катафалков богачей, то что изменит наличие трех архипастырей в регионе?Не у всех есть огород в Подмосковье.Легойде хорошо бы на практике ознакомиться с русскими просторами и прочувствовать всю "глубину и мудрость" идеи дробления.Не доверяет командование молодым и хрустящим.Оттого и разделение.Друг на друга будут смотреть и думать:настучит или я первый успею?Никакой работы с паствой не будет,-не до того.Можно только восхититься масштабами,-вместо трех Высших божественных сущностей, теперь будет целых три.И все три - югенд.Юношеский Легион Архипастырей.О чем они могут поговорить, что посоветовать, какая их монашеская жизнь?Потому и снисходят с небес и раз в год к обалдевшей публике.Вообщем, не знаю: женщина ли Легойда или где, но вскоре нас ожидают серьезные перестановки на самом верху.Последний дрангх нах остен золотой комсомольской молодежи.

35. кому же всё таки верить.

Владыка Викентий: «Во-первых, надо понимать, что все, что делает священноначалие нашей Церкви, оно делает для пользы Церкви, - сказал митрополит Викентий. - И если мы, верующие люди, не понимаем, что делается «наверху», как сейчас говорят - в Патриархии, в Священном Синоде, то мы должны просто принимать это со смирением и послушанием воли Церкви. Потому что это делается не просто потому, что так захотелось кому-то, а делается для пользы Церкви, для того, чтобы усилить влияние Церкви на общество. Чтобы можно было бы каждому архиерею иметь определенную, немногочисленную паству, чтобы можно было почаще встречаться со своей паствой, почаще служить на приходах». Вот оно настоящее слово пастыря радеющего о овцах, в отличии от мудрований "православных" экспертов.
Георгий Д. / 12.08.2011, 11:57

34. Князю Черниговскому

вы тоже верите, что атака на РНЛ дело рук либерастов-мстителей?

Нет, Ваше высочество, в это верится с трудом. Нэма у ных тиких грошей. Скорее всего - православный банкинг к этому делу руку приложил.

33. Ответ Сельскому бригадиру.

Здравствуйте.Вы знаете, я несколько иначе сформулировал бы вопрос.Это бремя или приговор?Если это бремя,-то это бремя лишь русской женщины, или всего общества; и если это приговор, то подлежит ли он пересмотру?А, вообще, вы правы, это неизлечимо.Ни от таланта не отделаешься, ни от дури.Критическая масса "женского таланта" давно достигнута в нашем обществе, ждем последствий... P.S. Ваше мнение по тому или иному вопросу не менее ценно для меня.Поэтому позволю чуть отступить от темы статьи и поинтересоваться:вы тоже верите, что атака на РНЛ дело рук либерастов-мстителей?С огромным уважением к вам.

32. Кураев - по делу, без клоунады

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=85734&type=view
оникс / 09.08.2011, 13:24

31. Вопрос Князю Черниговскому, 28.

Ваше высочество, Ваше мнение для меня очень ценно, ибо мы с Вами - единомышленники: дура - это талант или диагноз?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии