Однако в тени кадровых перемещений осталось куда более важное решение Св. Синода о разделении Екатеринбургской, Владивостокской и Ростовской епархий. С учетом того, что на предыдущих заседаниях Св. Синода было принято решение о разделении Ставропольской, Тюменской, Красноярской и Мордовской епархий, можно говорить о революционном изменении административного устройства Русской Православной Церкви. Революционном, потому что это приведет к изменению установившихся отношений Церкви и государства.
За последние десятилетия сложился определенный тип отношений архиереев и губернаторов, – своего рода «симфония властей по-эрэфовски». Причем, в тех субъектах РФ, где губернаторы позитивно относились к Церкви, отношения были вполне благоприятными. Во многих местах по факту правящий архиерей стал третьим лицом в местной властной иерархии после губернатора и председателя местной законодательной власти.
Теперь все меняется. Принцип «один губернатор – один архиерей» меняется на принцип «один губернатор два (три) правящих архиерея», что не только снижает статус архиереев в структуре местной власти, но и создает трудности для государственной власти в выстраивании отношений с Церковью на местах. Каковы будут последствия этой административной революции Патриарха Кирилла? Чем ответит государство на эти изменения? Послужит ли новая система делу укрепления церковно-государственных отношений? Об этом размышляет известный писатель и аналитик, директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко.
«Синод Русской Православной Церкви произвел существенные кадровые перестановки. Здесь мы видим ту же тенденцию, которая присутствовала и раньше в политике высшей церковной власти РПЦ, а именно речь идет о дальнейшем дроблении епархий, причем епархий наиболее важных. В их число пока не входят Московская и Санкт-Петербургская, что симптоматично.
На это можно смотреть двояким образом. Если рассматривать это обстоятельство изолированно, в отрыве от контекста и внешних условий, в которых живет наша Церковь, то в принципе, как я уже говорил в одном из комментариев, это можно понять. Архиерей, который руководит небольшой епархией, имеет возможность хорошо узнать свой клир, регулярно объезжать свою епархию, непосредственно управлять, держа, что называется, руку на пульсе тех проблем, которые существуют в приходах и благочиниях, и будучи, как говорится, поближе к народу, укреплять связь между епархиальным духовенством и народом.
Но это чисто отвлеченная схема, ибо мы рассматриваем ситуацию вне того государственно-общественного контекста, в котором Церковь существует. Если иметь ввиду этот контекст, но, на мой взгляд, это решение, которое вписано в длинный ряд предыдущих решений, будет иметь не вполне позитивные последствия, а скорее всего даже и негативные.
После дробления епархий их границы уже не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Это приведет к двояким последствиям. Во-первых, епархиальные архиереи потеряют свое значение, свой вес, и уже не особо важно, каких взглядов они придерживаются, что декларируют, они становятся винтиком, встроенным в церковную административную вертикаль. Во-вторых, для государства уже представляет проблему взаимодействовать с Церковью на епархиальном уровне. В ситуации, когда есть один губернатор и несколько архиереев, непонятно, как проводить государственные решения, осуществлять связь государства и Церкви на уровне местной власти.
На мой взгляд, именно дробление епархий, т.е. выстраивание Патриархом Кириллом и Священным Синодом новой системы управления Церковью, новой административной вертикали, и является одной из причин (не единственной, конечно) того, что правительство в лице премьер-министра Владимира Путина, и это безусловно согласовано с Президентом, начинает формирование своей новой вертикали, т.е. планирует создать специальный орган по делам религий и национальностей при Правительстве. Неважно, будет ли этот оран входить в структуру Правительства, или это будет особая комиссия при Правительстве. Важно, что теперь отношения между государством и Церковью будут выстраиваться не через местную власть, не через губернаторов и дальше по вертикали, а через некий федеральный орган. Хорошо это или плохо я судить не берусь, сейчас об этом высказываться преждевременно, но это так.
Лично меня настораживает и тот факт, что как-то так случайно получается (я ничего не хочу сказать о намерениях Св. Синода и Патриарха), что именно епархиальные архиереи, которые придерживаются твердых консервативных взглядов отправляются служить в места отдаленные, либо их епархии дробятся, из-за чего они теряют свое значение.
Яркий пример - архиепископ Екатеринбургский Викентий, который имеет репутацию твердого консерватора и искреннего почитателя святых Царственных Мучеников. Ранее, напомню, были раздроблены Тюменская и Красноярская епархии. Это все тревожные симптомы».
40. 39. Сельскому бригадиру
39. Хеседову
38. Re: К чему приведет политика дробления епархий?
37. Re: К чему приведет политика дробления епархий?
36. Последний дрангх нах остен...
35. кому же всё таки верить.
34. Князю Черниговскому
33. Ответ Сельскому бригадиру.
32. Кураев - по делу, без клоунады
31. Вопрос Князю Черниговскому, 28.