Информации для них более чем достаточно. К примеру, нехитрый сюжет из жизни православного журнала «Фома». Готовясь к сотому юбилейному выпуску, редакция издания пригласила для интервью одного симпатизирующего Православию известного журналиста, писателя, поэта. Примечательно то, что уклонился он, мотивируя свой отказ не чем иным, как только нежеланием «светиться», оказаться в родной ему либеральной среде персоной нерукопожатной, как будто создавая тем впечатление, что время тайных христиан снова подошло. Во всяком случае, среди публики пока немногочисленной, но крикливой и агрессивной, где быть православным становится уже и неприличным. Достаточно ознакомиться с мониторингом публикаций, посвящённых церковной тематике в светских СМИ, чтобы получить тому множественное подтверждение. Ежедневно - не менее десятка статей, передач вполне в духе Емельяна Ярославского восьмидесятилетней давности. Та же риторика, штампы, доводы, да и злоба всё та же... Причём, в изданиях и на каналах, которые совсем недавно были к Церкви вполне лояльны. Остаётся только догадываться, что это - новый заказ или «прозрение» и чья-то собственная инициатива.
Но так или иначе, новое (как не совсем забытое старое) отношение к Православию налицо. Тенденция или стремление её обозначить. И более или менее ясно - кому она выгодна. Не совсем понятно другое - что, собственно, явилось толчком, её побудительным началом. Ведь ещё совсем недавно бодрые голоса фроловских «православных экспертов» обещали нам нечто прямо противоположное. «Время церковного застоя прошло, в Церковь пришли молодые энергичные лидеры, Россия, крещёная, но не просвещённая, ускоренными темпами...» И так далее - вполне в духе коммунистических лозунгов... Но Церковь не живёт по законам враждебного ей мiра. Конечно, «хотели, как лучше», но «процесс пошёл», и получилось то, что получилось... Как жизнь отдельного человека, так и жизнь общества не может быть однозначной. И благо, если новое антицерковное движение имеет старые корни, - Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15: 20). Если ненависть к Церкви - реакция на её исповедничество, свидетельство об Истине, нелицемерную веру. Но видно (причём, со стороны лучше) и другое. Наше собственное несовершенство, плохо сочетающееся с «метанием бисера», «дразнением гусей», с несколько нескромным стремлением «светить всегда, светить везде»...
Ведь не надо заблуждаться: не всякая площадка - площадка для дискуссии, НТВ - не Ареопаг, а господин Невзоров, хулящий Христа и издевающийся над Таинством Евхаристии - не визави для серьёзного диалога. Скорее, объект для непогрешительного рукоприкладства... В конце концов, если нельзя дать по физиономии, можно развернуться и уйти... Что сделали, кстати, участвовавшие в спасении пассажиров разбившегося самолёта карельские священники, когда уразумели, что заманили их на обыкновенное пошлое телевизионное ток-шоу. Как поступила (с некоторым промедлением) певица Ольга Кормухина, также как и уважаемые отцы призванная на НТВшное телепозорище. Полезно, конечно, смиряться, под дружные аплодисменты аудитории слушая знакомые сентенции о «зарвавшихся и зажравшихся попах». Но в выслушивании откровенного богохульства, кажется, нет никакой необходимости. Также как и в реализации цели означенного мероприятия, в лучшем случае - поднятии - за счёт жареного материала - рейтинга сомнительного телеканала; в худшем - участии в обыкновенной провокации.
Сила Божья в немощи совершается, как известно (2 Кор. 12: 9), а не в самоуверенности, даже если она тщится свидетельствовать об Истине. Истину являют, а не навязывают, если действительно желают, чтобы она была убедительной. Может быть, Александр Глебович Невзоров и есть то, что он есть потому, что в своё время встретил в Церкви не исповедников, не людей святой жизни, как посчастливилось некоторым, а «засланных казачков» (каковым, говорят, был и сам), да скользких субъектов неопределённой сексуальной ориентации. Даже самые правильные слова, произносимые ими с амвона, будут восприниматься с противоположным смыслом - уже в силу специфических особенностей их произносящих.
Времена и тенденции меняются порой в самых неожиданных ракурсах. И если верить господину Софрончуку - председателю недавно сформированного атеистического фонда «Здравомыслие», даже те, кто ходит в храм и причащается, а иногда они в первую очередь, не желают, чтобы Православие «спускалось» сверху в качестве полуофициальной государственной идеологии. Чтобы псевдорелигиозная, также как и антирелигиозная риторика, превращалась в орудие предвыборной пропаганды. Надо полагать, что людей действительно здравомыслящих обстоятельство это от Церкви не оттолкнёт. Не велика беда, если навязывается или разрушается мода. Горе лишь творящим соблазны. Даже если творящие их руководствуются самыми благими намерениями.
Игумен Даниил (Гридченко), специально для «Русской народной линии»
8. Либеральная пресса
7. Re: Бегство от потерянных смыслов
6. "Новые времена..."
5. Фома Фомич... неверующий
4. "Что явилось толчком".
3. Re: Бегство от потерянных смыслов
2. Бегство.
1. Саморазоблачение бесовского клуба миллиардеров...