В Минобороны газете подтвердили, что пока ряды новобранцев комплектуются без участия молодых людей из Чечни. Официальный представитель ведомства полковник Игорь Конашенков также сослался на отсутствие разнарядки из Москвы, но ее причин не назвал. При этом полковник отметил, что во всех остальных республиках Северного Кавказа призыв идет полноценный.
Источник издания в Геншабе был намного откровеннее. Он дал понять, что решение не брать в армию чеченцев исходит не из штаба, а от более высокого руководства. А причина в том, что военному делу не хотят учить «потенциальных боевиков».
«Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит, - пояснил источник. - Не секрет, что многие из чеченцев приходятся родственниками боевикам. Ну, призовешь ты его в войска, а он окажется двоюродным братом Шамиля Басаева, боевиком в душе и прекрасным воином на деле, и что тогда?». Таким образом, военные признали, что всех чеченцев по умолчанию считают врагами.
Командир роты 18-й бригады, дислоцированной на военной базе «Ханкала» в Чечне, и вовсе сравнил чеченцев в России с палестинцами в Израиле. «Ну можно себе представить, чтоб палестинцев призывали в израильскую армию? Нет, это исключено», - рассуждает он. «Не призывают чеченцев - и хорошо. Дагестанцев и ингушей с головой хватает», - подытожил военнослужащий.
В последний раз полноценный призыв из Чечни проходил еще во времена СССР, в 1991 году. С началом первой чеченской войны призыв был прекращен полностью. В начале 2000 года, в самый разгар второй чеченской кампании, около 20 чеченцев-спортсменов отправили служить в подмосковную часть Минобороны. Но вскоре между кавказцами и другими сослуживцами, а также офицерами, которые воевали в Чечне, начались стычки, и всех солдат-чеченцев пришлось вернуть домой.
Вторая попытка «вернуть чеченцев в строй» была в 2007 году. Но в в Грозном прошли акции протеста против отправки служить в Россию. С резкой критикой планов Минобороны тогда выступил уполномоченный по правам человека в республике Нурди Нухажиев. По его мнению, офицеры, которые воевали в период первой или второй кампаний, могли устроить невыносимые условия службы для юных чеченцев. Нухажиева поддержал и бывший министр обороны Ичкерии, а ныне депутат парламента Чечни Магомед Хамбиев.
В республиканском военкомате подтвердили, что до сих пор чеченцев не берут служить в войска за пределами республики. Несколько лет назад ограниченное число призывников прошли службу в местных батальонах внутренних войск «Север» и «Юг». При этом военкоматы по всем городам и районам Чечни по-прежнему работают исправно - только «вхолостую».