Сегодня день памяти участника Приамурского Земского собора епископа Владивостокского и Приморского Михаила (Богданова), скончавшегося в 1925 году.
Он родился 6 ноября 1867 г. в Рязанской епархии в семье священника и в миру звался Михаил Александрович. Окончил Казанскую духовную семинарию (1888) и Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия и был назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии.
В 1892 году он был рукоположен во священника. В 1902 г. принял постриг, и был назначен инспектором Харьковской духовной семинарии. В 1905 г. ректор Казанской Духовной семинарии, возведен в сан архимандрита, магистр богословия (1906), магистерская диссертация "Преображение Господа Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея". В 1907 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 21-25 ноября 1908 г. принимал участие в Волжско-Камском областном патриотическом съезде в Казани, на котором выступал с речью. С 1914 г. епископ Самарский и Ставропольский.
Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918. В октябре 1918 г., опасаясь преследования, владыка бежал с отступавшими казачьими частями атамана А.И.Дутова. С декабря 1918 г. по октябрь 1922 г. управлял Владивостокской епархией. Участник Приамурского Земского Собора. В эмиграции в Китае, был противником учреждения самостоятельной Харбинской епархии, выступал за сохранение подчиненности священноначалию Русской Православной Церкви. Скончался в Харбине, похоронен у Софийской церкви.
Сегодня мы вспоминаем князя Можайского и Верейского Андрея Дмитриевича (1382-1432), родоначальника Можайских князей.
Князь Андрей Дмитриевич - третий сын великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны. Князь Можайский и Верейский в 1389 —1432 гг. Родоначальник Можайских князей. Погребен в Москве, в Архангельском соборе. Удел его составляли: Можайск, Верея, Медынь, Калуга, Белоозерск. Был на протяжении своей жизни верным союзником своего старшего брата Василия, а затем и племянника — Василия Темного. Основатель Лужецкого и Колоцкого монастырей.
Также сегодня день памяти Платона Яковлевича Гамалеи (1766-1817), моряка, капитана-командора, педагога, переводчика, учёного, почётного члена Петербургской академии наук, члена Российской академии и Свободного экономического общества.
Платон Гамалея родился в 1766 году в селе Малютинцы Пирятинской первой сотни Лубненского полка (ныне — село Пирятинского района Полтавской области) в семье бунчукового товарища Якова Галии и его жены Екатерина (в девичестве — Мандрик). Он происходил из старинного казацко-старшинского рода Гамалеев.
Платон учился в Киевской академии и в Морском кадетском корпусе в Кронштадте, который закончил в 1784 году первым в выпуске мичманом.
П.Я.Гамалея служил на Балтийском флоте, принимал участие в Русско-шведской войне 1788—1790 годов, после чего был переведён в Морской кадетский корпус. Там с 1791 года Платон Яковлевич исполнял обязанности ротного командира и преподавателя, с 1795 года — инспектора классов. Автор пособий и исследований по математике, механике, физике, навигации и судовождения, теории кораблестроения, истории флота, и так далее. Среди его воспитанников был Михаил Лазарев.
В 1805 году П.Я.Гамалея был назначен членом Адмиралтейства. В 1809 году ушёл в длительный отпуске по болезни. В 1811 году освобождён от должности (с вознаграждением усиленным пенсионном).
П.Я.Гамалея умер 21(9) июля 1817 года в имении Лысогоры Борзненского уезда Черниговской губернии (ныне — село Ичнянского района Черниговской области).
Также сегодня мы вспоминаем Алексея Алексеевича Перовского (литературный псевдоним Антоний Погорельский) (1787-1836), писателя, члена Российской академии.
Внебрачный сын А.К.Разумовского, брат государственных деятелей графов Л.А. и В.А.Перовских, дядя А.К.Толстого и братьев А.М. и В.М.Жемчужниковых.
Детство провёл в имении Разумовского на Украине (хорошее домашнее образование), окончил Московский университет, перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Н.М.Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (П.А.Вяземским и В.А.Жуковским, приятельствовавшим с братом Перовского Василием) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея. В 1809—1810 служил в провинции в ревизорской комиссии, а в 1812 ушёл добровольцем в действующую армию, на сей раз вопреки воле отца. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и Заграничного похода, в том числе в Битве народов и под Кульмом. До 1816 служил в оккупированной союзниками Саксонии адъютантом кн. Н.Г.Репнина (Репнин был женат на урождённой графине Разумовской). В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.
После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев. Заботился о воспитании и образовании своего племянника А.К.Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.
После смерти отца в июле 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине (Сосницкого уезда Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А.К.Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828, уже когда автор вернулся на службу в Петербург (1825, занимался в основном образовательными вопросами) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.
«Двойник» — сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан прежде всего с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В.Ф.Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825 г.) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидив в нём нелепую фантастику.
В 1829 г. Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.
В 1830—1833 гг. опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.
Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С.А.Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
Сегодня также день памяти Льва Алексеевича Брусилова (1857-1909), вице-адмирала, одного из инициаторов создания и первого начальника Морского генерального штаба.
Происходил из дворян Новгородской губернии. В 1875 году окончил Николаевские морские юнкерские классы Черноморского флота и был на Черноморский флот в чине юнкера флота. 13 октября 1876 года зачислен во 2-й Черноморский флотский экипажа. 16 апреля 1878 года произведен в чин гардемарина. В 1877—1878 годах принимал участие в русско-турецкой войне. 30 августа 1879 года произведен в чин мичмана. 11 мая 1881 года назначен ревизором корвета «Сокол». 1 января 1884 года произведен в чин лейтенанта. 7 февраля 1884 года находясь в Константинополе в составе экипажа шхуны «Псезуапе» получил огнестрельное ранение в левую голень при исполнении секретных поручений. 1 января 1886 года награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. 14 октября того же года награжден турецким орденом Меджидие 4-й степени. В следующем году награжден турецким орденом Османие 3-й степени.
В 1888 году награжден болгарским орденом Св. Александра 3-й степени. 1 января 1890 года награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. С 1 марта 1892 года вахтенный начальник парохода «Эриклик». 1 марта 1893 года награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 27 сентября того же года назначен вахтенным начальником канонерской лодки «Уралец». 30 декабря 1893 года был назначен адъютантом главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. В компанию 1894 года находился в качестве флаг-офицера главного командира флота и портов Черного моря на борту парохода «Эриклик».
В 1895—1897 годах был старшим офицером канонерской лодки «Черноморец». В 1896 году награжден серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III». В 1897 году награжден медалью за труды, понесенные при проведении первой переписи населения. В 1897—1898 годах командовал пароходом «Колхида». В 1898—1899 годах командовал минным крейсером «Капитан Сакен». 6 декабря 1899 года награжден орденом Св. Анны 2-й степени.
В 1899—1900 годах в чине капитана 2-го ранга занимал должность флаг-капитана штаба начальника эскадры Тихого океана. Плавал на крейсерах 1-го ранга «Рюрик» и «Россия» и на миноносцах. Участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания. В 1901 году награжден французским орденом Почетного Легиона. 6 декабря 1901 года награжден мечами к ордену Св. Анны 2-й степени. В 1900—1902 годах командовал канонерской лодкой «Отважный». В 1902 году награжден прусским орденом орден Короны 2-й степени с мечами, японским орденом Священного Сокровища и медалью в память военных событиях в Китае в 1900—1901 годах.
В 1903 году окончил курс военно-морских наук при Николаевской морской академии. 6 декабря 1903 года произведен в чин капитана 1-го ранга. С 16 февраля по 17 августа 1904 года был начальником стратегической части военно-морского ученого отдела Главного морского штаба, участвовал в разработке планов боевой деятельности флота. Ездил в Париж для организации закупки крейсеров в Чили и Аргентине, однако сделка не состоялась.
17 августа 1904 года назначен командиром крейсера 1-го ранга «Громобой». В феврале 1905 года фактически вступил в должность командира крейсера после возвращения из Парижа. 7 февраля 1905 года награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами. Один из главных инициаторов создания Морского генерального штаба. В июне 1906 года назначен начальником Морского генерального штаба. Провел большую работу по организации органов оперативного руководства флотом и разработке перспективных планов военно-морского строительства. Участвовал в разработке Малой судостроительной программы и оперативно-тактических заданий на проекты современных кораблей. В октябре 1906 года представил на Высочайшее рассмотрение доклад об основных ближайших задачах Российского флота, а в марте 1907 года — доклад «Стратегические основания для плана войны на море». В том же году произведен за отличие в чин контр-адмирала. 8 декабря 1908 года оставил пост начальника МГШ из-за разногласий с морским министром и Государственной Думой, был назначен младшим флагманом Балтийского флота. В 1909 году произведен в вице-адмиралы с увольнением со службы по болезни.
Скончался в Санкт-Петербурге 22 июля 1909 года, 25 июля был погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Также сегодня мы вспоминаем: Михаила Ивановича Яковлева (1910-1943), младшего лейтенанта, командира танкового взвода, Героя Советского Союза; Василия Васильевича Порика (1920-1944), лейтенанта, участника движения Сопротивления во Франции, Героя Советского Союза; Михаила Михайловича Зощенко (1894-1958), писателя; Сергея Сергеевича Наровчатова (1919-1981), поэта, Героя Социалистического Труда; Владимира Дмитриевича Дудинцева (1918-1998), писателя, лауреата Государственной премии СССР.
Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, принял здесь постриг. Юный инок, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.
Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков".
Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне. На одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии митрополит Киевский). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Вскоре святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига.
Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского. Когда около преподобного собралось 12 учеников, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.
Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами.
За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Сама Пресвятая Богородица предсказала близкую смерть преподобного, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.
Завтра мы также вспоминаем генерал-майора Михаила Андреевича Шкапского (1754-1815), командира эпохи наполеоновских войн.
1 сентября 1769 М.А.Шкапский поступил рядовым в конный эскадрон Московского легиона, 22 марта 1770 перешёл подпрапорщиком в Сибирский драгунский полк и 4 августа того же года произведён в сержанты.
В 1773—1774 гг. участвовал в подавлении восстания Пугачева, в мае 1776 г. перевёлся в Кабардинский пехотный полк и сражался с горцами за р. Кубанью и 21 апреля 1778 г. получил чин прапорщика. 1 марта 1784, будучи капитаном, перешёл во Владимирский пехотный полк. Сражался с горцами и турками на Кавказе в 1787—1791 гг. и отличился при осаде и штурме Анапы, за что награждён орденом Св. Владимира 4-й ст. с бантом. В 1792 и 1794 г. сражался с польскими повстанцами в Западной Белоруссии и Литве, находясь в Нижегородском пехотном полку.
В 1799 г. участвовал в походе в Швейцарию в корпусе генерал-лейтенанта А.М.Римского-Корсакова и в бою под Шафхаузеном ранен пулями в правую ногу и правую руку, а за отличие произведён в подполковники. Орденом Св. Георгия 4-го класса награждён 26 ноября 1803 г. за выслугу лет. Чин полковника получил 23 апреля 1806 г. за храбрость, оказанную при Аустерлице. Отличился под Прейсиш-Эйлау. Во Фридландском сражении контужен ядром в левую ногу выше колена. 27 января 1808 г. назначен шефом Старооскольского мушкетерского полка, затем находился в Дунайской армии и воевал с турками в 1809—1811 гг. Произведён в генерал-майоры 18 июля 1811 г. за отличие в сражении под Рущуком.
В 1812 г. сражался с французами на Волыни под Любомлем, Владимиром-Волынским и Ковелем, за что награждён 20 марта 1813 орденом Св. Георгия 3-го кл. В 1813 г. отличился при взятии Люблина, участвовал во взятии Ченстохова, в осаде Бреслау, в сражении на р. Кацбах и под Лейпцигом, в 1814 г. находился при осаде Майнца. После войны командовал 2-й бригадой 22-й пехотной дивизии. В 1815 г. принимал участие во втором походе во Францию, после чего заболел и скончался. Исключён из списков 8 мая 1816 г.
Также завтра день памяти Михаила Михайловича Достоевского (1820-1864), брата Ф.М.Достоевского, писателя, издателя.
Родился в 1820 году в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы. После домашнего воспитания, в 1834 году он был определён в пансион Л.И.Чермака, где пробыл до 1837 года, когда отец повёз его вместе с младшим братом, Фёдором, в Петербург для помещения в Инженерное училище.
Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К.Ф.Костомарова, Достоевский, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным.
Был женат на Эмилии Фёдоровне фон Дитмар, от которой имел сыновей Фёдора Михайловича (младшего), Михаила Михайловича и дочерей Екатерину, Марию и Варвару.
В 1861 году, начинает издание журнала «Время», который был запрещён в апреле 1863 года за статью Н.Н.Страхова: «Роковой вопрос». В 1864 году Достоевский начал издание журнала «Эпоха», но в июле этого года умер.
В 1840-х гг. напечатал в «Отечественных записках» несколько повестей: «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей» (1848), «Два старичка» (1849), «Пятьдесят лет» (1850), комедию «Старшая и меньшая» (1851).
В этих произведениях Достоевский культивировал традицию беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Достоевского близки к «Бедным людям» и «Белым ночам» и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма. Художественное значение их невелико.
В 1861—1863 гг. Достоевский был издателем и редактором журнала «Время», главного органа «почвенников», закрытого во время польского восстания. Достоевский оставил немало переводов европейских классиков: «Рейнеке Лиса» — Гёте («Отечественные записки», 1848), «Дон Карлоса» — Шиллера («Библиотека для чтения», 1848) и т. п.
Также завтра мы вспоминаем Дмитрия Александровича Агренева-Славянского (настоящая фамилия Агренев; 1836-1908), хорового дирижера, певца, собирателя фольклора.
Д.А.Агренев-Славянский - русский певец, хоровой дирижер, собиратель народных песен. С 1869 г. концертировал с собственной капеллой в России и за рубежом, пропагандируя русские и славянские народные песни. Концерты Агренева пользовались широкой популярностью. Сотрудницей Агренева была его жена Ольга Христофоровна Агренева-Славянская (1847—1920), издавшая два сборника обработок песен из репертуара капеллы. Она же составила сборник «Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями» (3 части, 1887—1889 гг.).
Завтра день памяти консервативного писателя, публициста и общественного деятеля князя Владимира Петровича Мещерского.
Он родился 11 января 1839 г. в Петербурге, по матери доводился внуком известному историку Н.М.Карамзину. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1857 г. Затем 14 лет служил в Министерстве внутренних дел, но карьера Мещерского закончилась увольнением "за несогласные со взглядами министерства убеждения". С этого времени началась его литературная и общественная деятельность. Печататься он начал еще с 1860-х гг., помещая свои произведения в "Северной пчеле" и "Русском вестнике". Славу Мещерскому принесли романы "Женщины петербургского большого света" (1874), "Мужчины петербургского большого света" (1897), "Один из наших Бисмарков" (1874), антинигилистические романы "Тайны современного Петербурга" (1876-77), "Записки застрелившегося гимназиста" (1875). Его перу принадлежат "Очерки нынешней общественной жизни в России", весьма ядовито оценивающие деятельность либеральных общественных сил. С 1872 г. и до своей смерти (т.е. 42 года) он издавал еженедельный журнал-газету "Гражданин", ставший "мозговым центром" консерваторов. Мещерский издавал также журналы "Добро" (1881), "Добряк" (1882), "Дружеские речи" (1903-14), газету "Русь" (1894-96).
Еще в 1860-х гг., познакомившись с будущим Императором Александром III, Мещерский стал его доверенным советником. С осени 1884 г. он начал издавать что-то вроде дневника в форме писем, предназначенных для одного читателя - Царя, где излагал свои взгляды на происходящее. Близость Мещерского ко Двору, его осведомленность о намерениях "верхов" способствовали превращению его во влиятельного политика. Мещерский был одним из идеологов контрреформ 1880-х гг. Политические взгляды князя представляли собой синтез славянофильства и охранительства. Мещерский требовал прекратить либеральное реформаторство, усилить роль дворянства, этой "армии самодержавия", в жизни страны. Он не был апологетом дворянства, весьма критически в своих произведениях отзываясь о моральных и умственных качествах аристократии, речь шла скорее о национальной элите любого сословного происхождения. "Высший свет" не любил князя за нелицеприятное изображение себя в его романах. Язвительность и другие качества нажили ему немало врагов среди высшей бюрократии. Для нигилистов же и либералов Мещерский был смертельным врагом, и они сделали все, чтобы имя князя после кончины осталось забытым. Он умер в 1914 г., похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.
Завтра день памяти великого русского художника, монархиста Виктора Михайловича Васнецова, скончавшегося в 1926 г.
Он родился 15 мая 1848 г. в Вятской губернии в семье священника. В 1862 г. окончил Вятское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел из предпоследнего класса. Рано начал рисовать, помогал художнику Андриолли расписывать Вятский собор. В 1868-73 гг. учился в Академии художеств в Петербурге, занимался в рисовальной школе Крамского, иллюстрировал книги. В 1876 г. проработал около года во Франции. После возвращения поселился в Москве, решив больше никуда не ездить. Васнецов писал: "Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, - Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным". С 1880-х гг., стремясь к созданию основ подлинно национального русского искусства, художник обратился к фольклорно-эпической тематике. Широкую известность принесли ему картины "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Царь Иван Васильевич Грозный", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке". В 1885-91 гг. работал над росписью кафедрального Владимирского собора в Киеве. В 1893 г. избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке Васнецов показал картину "Богатыри", которая была восторженно встречена современниками. В 1883-1901 гг. создавал мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге на месте смертельного ранения Императора Александра II и русской церкви в Дармштадте (1899-1901). Васнецовым также написаны иконы для собора Александра Невского в Софии ("Богоматерь на престоле", "Спас на престоле"). В 1902 г. он занимался оформлением фасада Третьяковской галереи.
Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии после студенческого митинга в залах с его выставкой, заявив, что "все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой". Будучи сам убежденным монархистом, активно поддерживал патриотическое движение. Васнецов был членом редакционной комиссии "Книги русской скорби", им оформлены два выпуска этого уникального издания. В октябре 1906 г. проходивший в Киеве 3-й Всероссийский съезд монархистов постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить специальную икону Покрова. Икона была исполнена Васнецовым и иконописцем В.П.Гурьяновым и освящена митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г. в день открытия 4-го Всероссийского съезда в Москве. Васнецов был также одним из авторов прекрасного памятника на могиле одного из вождей монархического движения В.А.Грингмута, с которым его связывали личные дружеские отношения. Скончался великий русский художник в 1926 г. в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В.Нестерова.
В этот день в 1922 г. во Владивостоке открылся Приамурский Земский Собор, восстановивший монархию в России. Ключевую роль в этом знаменательном событии сыграл генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс (день памяти 8 октября). Указ о созыве Собора Приамурское Временное правительство опубликовало 6 июня, Собор был призван преодолеть распри и нестроения в Приамурском крае - последнем очаге Белой России, учредив новый орган Верховной власти. По положению в состав Собора входили представители духовенства, армии и флота, гражданских ведомств, несоциалистических организаций, горожан-домовладельцев, сельского населения, городских самоуправлений, земства, торгово-промышленного сословия, местного казачьего населения и пришлых казачьих войсковых правительств, православных приходов, старообрядческого духовенства, высших учебных заведений, русского населения полосы отчуждения КВЖД. В состав Собора вошли также все министры Приамурского Временного правительства. В основание формирования Собора был положен старинный принцип сословности, а не партийности, более того, коммунистам и их союзникам было воспрещено участвовать в деятельности Собора.
Собор начался торжественным молебном, который отслужил в Кафедральном Успенском соборе Владивостока в сослужении сонма духовенства архиепископ Михаил (Богданов). К началу молебна от всех церквей города пришли крестные ходы с хоругвями и иконами.
Собор принял три ключевых решения. 1. Собор признал, что право на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых (207 голосов - "за", 23 - "против"). 2. Собор посчитал необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Верховным правителем из членов Династии, на кого члены Дома Романовых укажут (175 - "за", 55 - "против"). 3. Правительству предлагалось вступить в переговоры с представителями Дома Романовых (депутация от Собора в составе епископа Камчатского Нестора (Анисимова), председателя Собора профессора Н.И.Миролюбова и председателя правительства С.Д.Меркулова после окончания соборных заседаний отправилась в Европу). На это время для руководства властью в крае был избран временный Правитель, большинство проголосовало за генерала М.К.Дитерихса (213 -"за", 19 - "против").
10 августа в день празднования Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) состоялось заключительное заседание Собора. По окончании работ предводительствуемые духовенством с иконами Спасителя и Державной Божией Матери соборяне во главе с Правителем прошли к Кафедральному собору. Приамурский Земский край продержался недолго. В октябре под натиском превосходящих сил красноармейцев и партизан в условиях предательства союзников-японцев последний оплот русской власти пал. Однако значение Собора выходит за пределы эпохи гражданской войны. Впервые в истории Белого движения Собор открыто провозгласил монархические лозунги и признал, что Верховная власть в России принадлежит Царскому Дому Романовых и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия.
Также завтра мы вспоминаем Владимира Егоровича Шалимова (1908-1942), гвардии майора, командира штурмового авиационного полка, Героя Советского Союза; Александра Николаевича Заварицкого (1884-1952), учёного в области геологии и петрографии, академика Академии наук СССР, создателя петрохимии, лауреата Государственных премий СССР; Григория Ивановича Галазия (1922-2000), ботаника и гидробиолога, исследователя Байкала, первого директора Лимнологического института СО АН СССР, академика РАН.
"Начальницей веры" и "корнем Православия" в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу, чей день памяти отмечает в воскресенье Святая Церковь. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами Патриарха, крестившего ее: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!" При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.
Святая была родом из псковских земель и принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий. Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Именно здесь впервые состоялась встреча Ольги с ее будущим супругом - великим князем Игорем. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: у него и княгини Ольги родился сын Святослав. Однако в 946 году Игорь был убит древлянами, и великая княгиня осталась одна с малолетним сыном.
Жестоко отомстив древлянам за мужа, она добилась укрепления власти Киевского великого князя и централизовала государственное управление с помощью системы "погостов". При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь, чтобы самой посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в учении об истинном Боге. В Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней Патриарх Константинопольский Феофилакт (933 - 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 - 959), оставивший в своем сочинении "О церемониях византийского двора" подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня". В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.
В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди.
По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые. Еще молитва была на устах ее, когда 11 июля 969 года честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Бог прославил "начальницу" веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
В воскресенье мы также вспоминаем Диомида Васильевича Пассека (1808-1845), генерал-майора, героя Кавказской войны, литератора.
Окончил курс в военной академии. В 1841 году, командированный для управления Аварией, Пассек, занимая с незначительным отрядом аул Хунзах, должен был, вследствие мятежа, выступить оттуда для сближения с нашими войсками в Темир-Хан-Шуре. На пути он был окружен горцами при урочище Зыряны и геройски отбивался от них до прибытия на выручку нашего отряда, после чего, перейдя в наступление, разбил окружавшие его полчища. В 1844 году, во главе апшеронского полка, Пассек одержал блистательную победу над многочисленным неприятелем около аула Гилли. Назначенный командиром 2-й бригады 20-й пехотной дивизии, Пассек участвовал в экспедиции к аулу Дарго, во время которой был убит. Он написал «Сравнение Карла XII с Петром Великим», в изданных его братом Вадимом «Очерках России».
Также в воскресенье день памяти Алексея Александровича Остроумова (1844-1908), врача-терапевта, основателя крупной научной школы.
Родился в Москве в 1844 году в семье священника, настоятеля храма Пимена Великого в Воротниках. Окончил Московскую Духовную Семинарию, а затем Московский Императорский Университет, где после защиты диссертацию «О происхождении первого тона сердца» удостоен степени доктора медицины (1873). Стажировался за границей, а по возвращениии работал сначала доцентом (1879), а затем профессором (1880) терапевтической клиники в Московском университете. Среди его учеников известные профессора - А.Ланговой, В.Шуровский, Э.Готье, В.Воробьев, Н.А.Кабанов, Д.Бурмин и другие.
Умер в Москве 11 июля (24 июля) 1908 г. Похоронен в на Новодевичьем кладбище в Москве.
C 1944 года Госпитальная терапевтическая клиника Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова носит имя А.А.Остроумова.
В воскресенье также мы вспоминаем Ивана Николаевича Жданова (1846-1901), литературоведа и фольклориста, академика Петербургской АН.
Учился в Шенкурском и Архангельском духовных училищах, в 1865 году окончил Архангельскую духовную семинарию. Как лучший воспитанник был направлен за казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию, а после двух лет обучения перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, по окончании которого был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1874 году получил звание учителя русского языка и словесности в Санкт-Петербургском университете, а с 1876 года имел право преподавать в высших учебных заведениях. С 1879 года И.Н.Жданов преподавал в Киевском университете св. Владимира, где читал курс «История древней литературы». В 1883 году Советом Санкт-Петербургского университета был утверждён в степени магистра русской словесности и стал преподавать в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. Приглашённый ко двору Александра III, И.Н.Жданов преподавал русский язык и литературу будущему Императору Николаю II, Великому князю Михаилу Александровичу и Великой княжне Ольге Александровне. В 1893 году И.Н.Жданов был избран членом-корреспондентом, а в 1899 году — действительным членом Санкт-Петербургской академии наук.
Магистерская диссертация И.Н.Жданова «К литературной истории русской былевой поэзии» (1881) примыкает к целому ряду его трудов по древней литературе и народной словесности, в которых он изучает памятники русской литературы в сравнении с произведениями других литератур. Важная сторона работ И.Н.Жданова — поиск связи и взаимодействия между книжными памятниками и народными произведениями. Сопоставление исторических сведений и свидетельств с произведениями литературными позволило И.Н.Жданову построить ряд остроумных гипотез об исконном существовании в России песен и поэтических произведений, в частности — былевого эпоса. Доказательно обставленные гипотезы его определяют даже иногда содержание утраченных эпических произведений.
Важнейшими работами И.Н.Жданова являются: «Материалы для истории Стоглавого собора» («Журнал Министерства Народного Просвещения (ЖМНП)», 1876), «Русская поэзия в домонгольскую эпоху» («Киевские университетские известия», 1879), «Литература Слова о Полку Игореве» (ibid., 1881), «Песни о князе Романе» (ЖМНП, 1890), «Песни о князе Михаиле» («Живая Старина», 1891), «Повести о Вавилоне и сказание о князех владимирских» (ЖМНП, 1891), «Беседа трёх святителей и Joca monachorum» (ibid., 1892), «Василий Буслаевич и Волк Всеславьевич» (ibid., 1893).
В воскресенье день памяти художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910).
Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.
С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С.С.Исаковича в Таганроге (ул. Петровская, 82). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к И.Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор.Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь».
В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.
В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Также в воскресенье мы вспоминаем Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995), Народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, члена-корреспондента Российской Академии художеств; Владимира Николаевича Алексеева (1912-1999), адмирала, Героя Советского Союза, 1-го заместителя начальника Главного штаба ВМФ, лауреата Государственной премии СССР.
В этот день скончался генерал-майор граф Яков Ефимович Сиверс (1731-1808), государственный деятель Российской Империи.