«Секретарь ОДКБ Николай Бордюжа завершил визит в Таджикистан, где он пытался каким-то образом повлиять на ситуацию и убедить таджикское руководство отказаться от идеи наращивания американского военного присутствия в этой стране. И, напротив, сдвинуть с мертвой точки вопрос с размещением ВВС РФ в Айни. Незначительные (если не сказать - нулевые) итоги этого визита свидетельствуют о том, что потенциал инерционной политики РФ в отношении Центральной (бывшей Средней) Азии абсолютно исчерпан», - заявил в интервью порталу KM.RU известный политолог Юрий Крупнов.
Эксперт отметил, что «начиная с весны этого года США видят Центральную Азию (ЦА) в качестве главного региона для организации своего полномасштабного (можно даже сказать, тотального) присутствия». «С учетом того что Китай в последние десять лет также очень системно работает здесь в сфере экономики и целевой (хорошо организованной) миграции, Российская Федерация практически потеряла все то, что имела, по сути, оставшись без серьезной центральноазиатской политики. Соответственно, сегодня уже вырисовывается та картина, которая будет наблюдаться в ближайшие годы. Понятно, что основные усилия наших властей в это время будут потрачены на предстоящие выборы. В отличие от США и Китая, основные силы которых будут расходоваться на структурацию своего присутствия в ЦА», - продолжил он.
«В принципе, это уже происходит. В частности, выделены средства на строительство специфических центров кадровой подготовки (тех же полицейских). Завершается создание полномасштабной системы по контролю над воздушным пространством Прикаспия (включая Кавказ) и Центральной Азии. Кроме того, заканчивается разворачивание и модернизация вооруженных сил в Прикаспийском регионе с переходом на стандарты НАТО. Наконец, продолжается подбор новых баз в целях расширения военного присутствия в этом регионе. Не стоит забывать и о т. н. «северной распределительной сети». Это дополнительный и, по сути, более важный маршрут транспортировки военных и невоенных грузов для обеспечения всем необходимым натовской группировки в Афганистане», - добавил Крупнов.
По словам политолога, «если посмотреть на весь спектр этих и подобных процессов, то нетрудно сделать вывод, что Россия уже потеряла Центральную Азию». «Причем в ближайшие несколько месяцев этот факт станет уже очевидным для всех. У России есть буквально полгода, чтобы попытаться как-то повлиять на эти процессы. Но для этого наша внешнеполитическая линия должна претерпеть кардинальные преобразования. У России наконец должна появиться стратегия как в отношении Афганистана, Пакистана, так и всей Центральной Азии. Таковой на сегодняшний день пока не просматривается. Конечно, мы пытаемся отбиваться и реагировать «по ситуации» (как в случае с визитом Бордюжи) и думаем, что в конце концов все сложится так, как нам выгодно», - подчеркнул Крупнов.
«Необходимо разработать мегапроект для всего региона. Причем включающего не только Центральную Азию, но и весь Средний Восток. То есть Афганистан, Пакистан, Иран и нашу Западную Сибирь. Этот регион я условно называю «новым Средним Востоком». Можно долго спорить по поводу названия, но его нужно четко обрисовывать и вырабатывать для него серьезные интеграционные проекты. В первую очередь как транспортные, так и экономические (водное регулирование) и гуманитарные. Причем в рамках ШОС решить эти задачи не получится. Потому что в результате бездарной и вялой российской дипломатии по этому направлению ШОС превратился в организацию по большей части известную тем, что в ней находится Китай. А российские роль и участие в ней стремительно снижаются», - заключил Юрий Крупнов.