Нынешние критики религии и Церкви часто приводят довод, от которого трудно отмахнуться: возрождение и активизация церковной жизни шли параллельно и одновременно со стремительной нравственной деградацией народа. Даже для современных священнослужителей советские времена – это не только время богоборческого беснования, но и время, когда в народе была жива та мораль, об утрате которой они сожалеют.
«Почему, на ваш взгляд, крах Советского режима обернулся нравственной деградацией народа? В какой мере и в каком смысле сегодняшних русских можно называть православным народом?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что с течением времени уклад жизни людей неизбежно меняется: «После революции у людей начал формироваться советский уклад жизни. Крах СССР привел к тому, что сейчас нет нового четкого мировоззрения, новой идеи, которая сплотила бы всех». «Церковь дает человеку духовную основу жизни, но не предлагает руководства к действию. И люди предпринимают различные попытки, часто вполне успешные, чтобы восстановить утерянную культурную духовную доминанту. Но, к сожалению, существует гораздо больше разрушительных факторов, которые ведут к падению нравственности и продолжают разрушать остатки советского уклада жизни, а это ведет к слому основ, в том числе православных» - считает отец Александр.
«Параллельно с падением морали мы видим возрождение Церкви, которая всеми силами пытается остановить процесс разрушения нравственности, но Церкви нужна поддержка. В конце концов, именно падение моральных основ ведет к воцарению Антихриста, а допустить этого нельзя» - добавил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что нельзя выводить падение нравственности из крушения Советского Союза. «Дело ведь определяется не тем, что ты не можешь делать в условиях несвободы, а тем, что ты можешь себе позволить делать в условиях свободы. Можно быть высоконравственным богачом, а можно быть порочным извращенным бедняком. Ведь и в советское время у многих было стремление смотреть порнуху, но она тогда мало кому была доступна, а сейчас почти навязывается», - сказал он.
«Иосиф Прекрасный удержался от соблазна, искушаемый самой царицей, хотя и понимал, что поплатится за это собственной свободой, но не пошел против нравственного закона, который так властно звучал в его душе. А многие ли, даже ничем не рискуя, смогут явить такую нравственную высоту? В нашем случае, когда были сняты все запреты, в том числе и правильные, на поверхность вылезли все те низменные страсти, которые копились в течение многих лет. Запреты, естественно, надоели, и захотелось свободы во всем», - добавил протоиерей.
«Так что дело не в социальном или политическом строе, а в том идеале, который народ перед собой ставит. Об этом, собственно, и говорит патриарх. Поэтому мы и должны вернуться к тем идеалам, которые на протяжении тысячелетия формировали наш народ. И во время невзгод и падений, и во время успехов народ оставался православным. Он оставался православным и в годы Великой Отечественной войны. И это была не война социальных систем, а война религиозная. Вопрос стоял – быть или не быть на Руси русскому православному народу? К сожалению, этот звездный час русского народа сменился тяжелым нравственным поражением. Наши предки выиграли тяжелейшую войну, а мы оказались недостойными их слабыми потомками, которые не выдержали гораздо более слабого натиска» - продолжил отец Александр.
«Церковь же является хранительницей вековечных незыблемых и непререкаемых нравственных законов, которые проистекают от Самого Господа Бога. Это более непреложные законы, нежели законы физического мира. Поэтому каждому из нас, не осуждая брата своего, нужно со всей серьезностью получше взглянуть на самого себя и постараться на своем месте быть на той высоте, которую ожидает от нас Господь», - заключил он.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что у многих людей или весьма сумбурные представления о Православии, или какие-то остаточные и обрывочные. «У многих и малейшего представления нет о нравственной норме в ее христианском понимании. И это неудивительно. На людей последние двадцать лет через телевидение, радио и газеты обрушиваются тонны такой «информации», которая целенаправленно губит душу человека. А у Церкви нет возможности проповедовать кроме как с амвона. Вот у нас одна только частная радиостанция «Радонеж», да один кабельный канал на телевидении. Силы слишком неравные. И по-новому уже воспитано целое поколение. Сколько вреда при этом принес один только канал ТНТ!» - воскликнул он.
«Чтобы вырастить хороший урожай, нужна не только хорошая земля и не только хорошие семена, но землю нужно еще обрабатывать, и удобрять, и бороться с вредителями и сорняками. А сил на это уже нет. Более того, сами уже сорняки засеваем. Чего же жалуемся, что такой плохой урожай нравственности вырастили?» - добавил батюшка.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, напомнил, что в советском обществе молодежи старались привить вполне здравые нравственные идеалы, хотя и оторванные от религиозной почвы. «После крушения коммунистической империи наступила свобода, и ее поняли как возможность делать все, что угодно. Люди, у которых был нравственный стержень, развитое нравственное чувство, естественным образом пришли ко Христу, обрели веру во Христа, обрели то, что внутренне искали – Сам Источник нравственности. И таких были миллионы. Но было немало людей, стремившихся к иным идеалам, достижению которых православные принципы, как правило, мешают. И в большинстве своем, к сожалению, само общество пошло по пути зарабатывания денег, причем неважно, каким путем. Именно преуспевшие, состоятельные люди становятся кумирами нашей молодежи. Их ценности и прививаются современному обществу», - отметил отец Гермоген.
«Но я считаю, что русский народ все равно остается православным. Подавляющее большинство жителей России считают сами себя все-таки православными, хотя они, может быть, и не являются активными, «практикующими» христианами, но хоть иногда они все-таки заходят в храм свечку поставить. При этом у нас все-таки достаточно большой процент людей по-настоящему верующих. Да, у нас сейчас очень много проблем и болезней, в том числе и нравственного характера и в обществе и в Церкви. Но все-таки народ наш – православный, и страна наша – православная. Иначе не возникали бы постоянно новые храмы и монастыри», - считает отец игумен.
«Да, есть нравственные проблемы и болезни. И здесь надо обязательно учитывать мощный натиск «светской», по существу – антихристианской идеологии. Но при этом нельзя сказать, что православие у нас в каком-то духовном гетто. Путешествуя по стране, я воспринимаю ее именно как православную страну. Народ к священникам относится в основном уважительно, не воспринимает их как нечто чужеродное. Да, страна серьезно больна, но это все-таки православная страна», - заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, вспомнил годы, когда началось падение советской морали, а затем и развал СССР. «В советское время была жесткая цензура во всем, и цензура нравственности в том числе. К тому же существовавший в СССР Моральный кодекс строителя коммунизма был практически полностью списан из евангельских заповедей» - рассказал отец Георгий
«Тысячелетние общечеловеческие правила – не укради, не убивай, не прелюбодействуй, не укради, и так далее – оказались втиснуты в коммунистическую идеологию, причем вполне осознанно, так как эти простые понятия легко принимались общественным сознанием. Так что даже в советские времена люди, отрицающие Бога, жили и руководствовались христианскими заповедями, хоть и под видом коммунистической пропаганды», - заключил священник.