«Православный центр военно-патриотической подготовки молодежи "Пересвет" в Таганроге существует уже более восьми лет. За это время более тысячи подростков прошли в нем допризывную подготовку, познакомились с жизнью и вероучением Церкви, получили азы юридических и военных знаний, овладели мастерством специального рукопашного боя по системе Кадочникова. Центр "Пересвет" стал, по сути, кузницей кадров для силовых структур нашего региона...
Задолго до появления в СМИ идеи создания православных дружин к нам начали обращаться представители МВД с просьбой осуществлять совместное патрулирование городских улиц в вечернее и ночное время. Уже вскоре стало понятно, насколько эффективным может быть такое сотрудничество с Церковью. Общий уровень преступности в патрулируемых районах значительно снизился. Были и более серьезные случаи, когда наши ребята задерживали по горячим следам преступников. Один из них был опасным рецидивистом.
С этого года наша дружина получила признание местной власти, а вместе с признанием - официальный статус "добровольной народной дружины муниципального образования Таганрог". Предвижу здесь возмущение некоторых "профессиональных правозащитников". Специально для них спешу пояснить, что данный факт совсем не означает, что появился "православный талибан". Просто случилось так, что наиболее подготовленной для службы по охране правопорядка в Таганроге стала именно православная молодежь, те самые брошенные ребята, которые когда-то были безразличны государству, но не Церкви. Мы пригласили их с улиц и подъездов, отучили пить, курить и ругаться матом, воспитали их как граждан своей страны, а потом вновь вернули государству. Когда человека спасают на улице от грабителя, в тот момент ему безразлично, кто их защитник по вероисповеданию, так же как православный дружинник в экстремальной ситуации не будет запрашивать национальность и конфессиональную принадлежность гражданина, прежде чем рисковать своей жизнью.
Создание военно-патриотических клубов при наших приходах является самой насущной необходимостью как для Церкви, так и для самих молодых людей. Если бы Вы знали, сколько благодарностей мы слышим от родителей, которые начинали "терять" своих детей в так называемом переходном возрасте и уже от отчаяния обратились к нам в центр».
«Как вы расцениваете таганрогский опыт? Следует ли и возможно ли распространить его в других регионах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Главный редактор журнала «Наследие» протоиерей Максим Первозванский увидел в таганрогской дружине очень благой знак: «В последнее время много говорят о гражданском обществе. Но надо понимать, что оно появляется снизу, по инициативе народа. Государственная система, которая отлажена столетиями, не во всех ситуациях может быть эффективна, и здесь на помощь приходит народ». «Появление дружин – это естественная реакция здорового организма. И такую самоорганизованность можно только поприветствовать. Об этом надо чаще говорить, чтобы народ знал, что создать самим подобное общество – реально, а по указке сверху - невозможно» - уверен отец Максим. «Благодаря общественной реакции и сплоченности в последнее время уже не раз удавалось совершить серьезные поступки: жители Сагры отстояли свой поселок, люди защитили борца с наркомафией Егора Свиридова. Если дружины, подобные таганрогской, будут появляться повсеместно, то спорных и опасных ситуаций станет меньше» - заключил протоиерей Максим.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, отметил, что в России правоохранительные органы сами часто нуждаются в помощи и поддержке. «И ничего плохого в том, что граждане помогают им по мере сил нести службу, наверное, нет. Причем это могут быть люди самых разных убеждений, в том числе и православная молодежь», - сказал он. «Мне кажется, что таганрогский опыт является очень ценным и показательным. Правда, не следует забывать, что основная цель нашей работы с молодежью - чтобы молодые люди становились и активными участниками приходской жизни. Приходы должны, конечно, большее внимание уделять духовно-нравственному воспитанию, а, учитывая, что творится с нашей культурой, заботиться также и о культурном развитии подрастающего поколения», - добавил батюшка.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, сообщил, что он слышал о подобных формах взаимодействия и в других регионах. «Важно, что в подобных православных объединениях и клубах молодые люди не только становятся воцерковленными людьми, но и могут реализовать лучшие мужские качества - воина и защитника общества и Отечества. Можно только порадоваться за батюшку, что его работа с молодежью приносит такие замечательные плоды, потому что в первую очередь выбран верный духовный ориентир», - сказал он. «Подобные начинания нужно, конечно, поддерживать повсеместно. Дай Бог, чтобы они продолжались и развивались», - заключил отец Андрей.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, считает таганрогский опыт замечательным. «Православное христианство должно более активно внедряться во все сферы общественной и государственной жизни. Это должен быть взаимосвязанный процесс – и воцерковление молодежи (и не только), и христианизация всех сторон жизни», - сказал он. «Присутствие и активное участие православных христиан в деятельности всех общественных и государственных структур, безусловно, пойдет на пользу стране и обществу. Это должно быть очистительное и преображающее влияние. Процесс гниения и разложения общества и государства может остановить только христианство. Так что таганрогский опыт очень ценен», - считает отец Димитрий. «Хотел бы пожелать отцу благочинному не ограничиваться взаимодействием только с правоохранительными структурами, но активно сотрудничать с о всеми остальными органами власти и со всеми здоровыми силами общества», - заключил он.