Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником великого подвижника старца Акакия. Вскоре он прославился своей ученостью и святой жизнью. Когда же в 1406 году встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана, выбор Константинопольского Патриарха Матфея пал на Фотия. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был поставлен в сан митрополита и через год прибыл на Русь. Полгода он провел в Киеве, занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Но уже вскоре по примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.
22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников.
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием "Чин избрания и поставления епископов" (1423), "Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей", а также "Духовное завещание", в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).
20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году.
Сегодня также день памяти великого русского писателя Антона Павловича Чехова, скончавшегося в 1904 году. Он родился 17 января 1860 г. в многодетной купеческой семье. Его дед по отцу был крепостным крестьянином, сумевшим выкупить себя с семьей на волю. Отец Чехова, глубоко верующий человек, владел небольшой бакалейной лавкой, но впоследствии разорился. Дети помогали отцу в торговле, а также пели в организованном им церковном хоре. Окончив Московский университет, Чехов получил диплом врача, однако главным делом его жизни еще во время учебы стала литература.
Его "вхождение в литературу" было связано с началом регулярного сотрудничества Чехова в газете А.С.Суворина "Новое время", где произведения писателя впервые появились под его настоящим именем. Одаренный наблюдательностью, остроумием и гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах "Будильнике", "Осколках", "Стрекозе" и др. под псевдонимами "Антоши Чехонте", "Балдастова" и "Человека без селезенки".
В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: "Степь", "Дуэль", "Человек в футляре", "Моя жизнь", "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад") Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей и пр.
Чехов блестяще показал образ современной ему интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, и сознания своей оторванности от национальной жизни, высмеивал "духовное мещанство".
Но писатель также верил и в неисповедимые пути Господни, способные чудом вывести Россию из того тупика, в котором она оказалась. В заключительном монологе Сони, успокаивающей измученного жизнью дядю Ваню, Чехов устами своего героя говорит: "Мы будем жить. Проживем длинный ряд дней, долгих вечеров... будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою,.. милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся, и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой, и отдохнем... Мы услышим ангелов, и увидим все небо в алмазах... и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка... Мы отдохнем".
В этот день мы также вспоминаем: государственного деятеля, действительного тайного советника Алексея Петровича Мельгунова (1722-1788); графа, генерал-майора Алексея Григорьевича Бобринского (1762-1813); биолога, лауреата Нобелевской премии 1908 года «за труды по иммунитету» Илью Ильича Мечникова (1845-1916); художницу, одну из двух женщин-живописцев, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок Антонину Леонардовну Ржевскую (1861-1934); геолога, президента Минералогического общества (1899-1936), академика Петербургской АН, первого ее выборного президента (с мая 1917 года) Александра Петровича Карпинского (1847-1936); поэта Павла Николаевича Васильева (1910-1937); писателя Константина Александровича Федина (1892-1977) и летчика бомбардировочной авиации, дважды Героя Советского Союза Евгения Петровича Федорова (1911-1993).
В субботу, 16 июля, мы вспоминаем Царевну Софью Алексеевну (1657-1704); генерала от инфантерии, сподвижника Петра Великого Автомона Михайловича Головина (1667-1720); князя, генерал-фельдмаршала, губернатора Лифляндской губернии Аникиту Ивановича Репнина (1668-1726); княгиню, дочь графа Б. П. Шереметева, жену И. А. Долгорукова Наталию Борисовну Долгорукову (схимонахиню Нектарию) (1714-1771); русского генерала, Смоленского вице-губернатора Гавриила Михайловича Баркова (?-1795); архитектора, лауреата Сталинской премии Александра Сергеевича Никольского (1884-1953); историка искусства, музейного работника, реставратора храмов, художника, педагога Николая Петровича Сычёва (1883-1964); летчика-штурмовика, генерал-майора авиации, дважды Героя Советского Союза Николая Васильевича Челнокова (1906-1974); писателя Валентина Саввича Пикуля (1928-1990) и летчика авиации дальнего действия, майора, дважды Героя Советского Союза Василия Николаевича Осипова (1917-1991).
Завтра мы также чтим память блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, который родился в первой половине XVI века в Вологодской земле. В молодости он трудился на солеварнях, где был "водоносцем". С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Позже он перешел в Ростов, где начал подвиг юродства.
Блаженный носил вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был "Иоанн - Большой колпак". В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России. Около 1580 г. он посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского, и предсказал ему нашествие поляков и их поражение.
Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Даже самому Царю Борису Годунову часто говорил слова: "Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет". Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: "Железные ворота, железные ворота!" Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был.
Скончался блаженный Иоанн 3 июля 1589 г. в Москве. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. Перед самой смертью (? 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец.
Торжественное погребение его состоялось по указу Царя Феодора Иоанновича в Покровском соборе (называемом также храмом Василия Блаженного), в месте, испрошенном святым еще при жизни для своего упокоения. Мощи его были обретены 12 июня 1672 года, в 1916 г. придел храма, где почивали мощи, был переименован во имя блж. Иоанна, Христа ради юродивого.
В этот день мы также вспоминаем выдающегося русского живописца Александра Андреевича Иванова, скончавшегося в 1858 году.
Он родился 16 июля 1806 г. в Петербурге в семье профессора исторической живописи. В 1817 году, подготовленный отцом, он поступил в Академию художеств. Первый успех пришел к художнику в восемнадцать лет, благодаря созданной им картине на сюжет "Илиады" Гомера, за которую он получил золотую медаль. Проявив большие способности в ходе обучения, Иванов по окончании Академии получил звание художника и был отмечен золотой медалью первого достоинства.
Продолжив образование в Италии, и создавая картины на сюжеты античной мифологии, Иванов был поглощен поиском такой темы, решение которой могло бы захватить его полностью. Художник задумал грандиозное полотно "Явление Мессии". Своего рода подготовкой к задуманному труду, "пробой сил" было написание композиции на евангельский сюжет - "Явление Христа Марии Магдалине" (1834-1835), за которую Иванову присудили звание академика.
Идея нравственного обновления человечества не оставляла художника и далее. В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном "Явление Христа народу" (1837-1857) по праву считающимся центральным произведением всей его жизни. Созданию грандиозного полотна (40 кв. м) предшествовала огромная подготовительная работа. Художник исполнил более шестисот этюдов и эскизов, включая рисунки. Прежде чем создать этот шедевр, Иванов проверял каждую деталь задуманной им картины на натуре от камней, травы и цвета почвы до "дальностей, которые кроются обильными оливами и подернуты утренним испарением земли".
Иванов постоянно подчеркивал, что созданное им полотно - это именно "историческая картина", являющая собой этап в жизни природной и человеческой, оказавшейся "на перепутье из физических сил к духовным", из рабского прошлого к царству грядущей свободы. Как писал Иванов Великой княгине Марии Николаевне, он поставил своей целью "служить как моей картиной, так и этюдами живым напутником в средоточии нашего отечества".
Жизнь Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры в июле 1858 года.
В воскресенье, 17 июля, Русская Православная Церковь чтит память святых страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома от рук изуверов 93 года назад, в 1918 году. Святые Царственные Мученики молите Бога о нас! Также вспоминаем слуг, убитых вместе с Царской Семьей: доктора Евгения Алексеевича Боткина (1965-1918); повара Ивана Михайловича Харитонова (1870-1918), лакея Алоизия Егоровича Труппа (1858-1918), горничную Анну Степановну Демидову (1878-1918).
Послезавтра мы также чтим память преподобного Андрея Рублева. Св. Андрей родился во дни славных благоверных великих князей Димитрия Донского и сына его Василия Димитриевича. Св. преподобный Андрей Рублев Год и место рождения преподобного Андрея Рублева не известны, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Московским Спасо-Андрониковым монастырем.
Иноческий постриг святой Андрей принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, он поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим "сопостником" Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Летопись сообщает, что в 1408 г. преподобный Андрей, вместе с Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона "Богоматерь Владимирская" для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня - "Святая Троица" для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении XVI-XVII вв. память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: "Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные..."
Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой Лавре 4 июля в день тезоименитства со св. Андреем Критским.
Канонизирован преподобный Андрей на основании святой жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
В этот же день Русская Церковь вспоминает Святого благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своей великокняжеской резиденции Боголюбово под Владимиром был убит св. блгв. Великий Князь Андрей Боголюбский. Он родился около 1110 г. и был внуком Великого Князя Владимира Мономаха и вторым сыном Великого Князя Юрия Долгорукого.
Святой благоверный Великий Князь Андрей БоголюбскийКогда умер его дед, Андрею было около 15 лет, и он вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей. При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем - Киевском - столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям - они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол. Св. блгв.князь Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 г. князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. князь Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа. Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: "Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!"
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией на всем протяжении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. князя Андрея. Главное лицо среди "начальников убийства" - ключник Анбал Ясин - иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию "Иуды с жидами" перед предательством Спасителя. Летопись приводит и непосредственную причину преступления - это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие... Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития.
Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов Великого Князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности. Память Св. блгв. князя Андрея Боголюбского празднуется Церковью 4 (17) июля.
В этот день мы вспоминаем: капитана 1-го ранга, исследователя Камчатки и Алеутских островов Пётра Кузьмича Креницына (1728-1770); генерал-майора, участника защиты Севастополя Николая Борисовича Герсеванова (1809-1871); религиозного, исторического и портретного живописца, академика, профессора Пётра Васильевича Басина (1793-1877); путешественника и военного географа, генерал-майора; публициста Михаила Ивановича Венюкова (1832-1901); радиотехника, академика Михаила Васильевича Шулейкина (1884-1939); ботаника, генетика и селекционера, академика АН СССР, ВАСХНИЛ, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Сталинской премии Николая Васильевича Цицина (1898-1980); главного конструктора КБОМ (Конструкторского бюро министерства общего машиностроения), академика, лауреата Ленинской, Сталинской и двух Государственных премий, Героя Социалистического Труда Владимира Павловича Бармина (1909-1993); писателя, автора исторических романов Дмитрия Михайловича Балашова (1927-2000) и экономико-географа и политико-географа, доктора географических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Сергея Борисовича Лаврова (1928-2000).