Таких уникальных мест, как русское Приморье, в мире больше не существует. Уникальность не только в природных красках, но и в геополитическом расположении. Учитывая, что сегодня с полной очевидностью центром мирового развития становится Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморье благодаря своему расположению оказывается на острие бурных цивилизационных процессов.
При этом наш народ продолжает устойчиво покидать территорию края. Коренного российского населения здесь становится все меньше. Освобождающееся пространство заполняется. И не только китайцами. Едут сюда, как и по всей России, выходцы из республик постсоветского пространства, причем, как известно - далеко не лучшие представители наших братских народов. Гигантские стройки объектов готовящегося саммита АТЭС вместо трудоустройства местного населения притянули огромную массу инородцев. Изобилуют в этническом многообразии создателей нового Приморья турецкие, таджикские и китайские строители.
О китайской угрозе вообще лучше не рассуждать. Ее нет. То есть, ее нет как угрозы в восприятии местных жителей, которые уже в большинстве своем морально готовы к доминированию граждан КНР на своей территории.
В начале июля этого года словно фрагмент масштабной пиар-кампании в городах Приморья через СМИ тиражировались довольно странные тезисы, в которых утверждалось, что для приморских красавиц наиболее желанными мужчинами являются китайцы. Эти выхватки из материалов местного информагентства несколько дней транслировались по разным каналам СМИ. Правда, в действительности браков между приморскими женщинами и китайскими мужчинами становится все больше.
Заметно, что китайцы как бы стараются адаптировать к себе оставшихся в Приморье русских. Для русских даже выстроены целые микрорайоны в приграничных городах Китая. В Суйфэньхэ новую двухкомнатную квартиру можно приобрести примерно за триста тысяч рублей. Открыто специальное отделение Китайского банка, ведущее расчеты в рублях. Теперь все большее количество наших пенсионеров проживают по туристическим визам в Китае в собственных квартирах.
Китай вполне уверенно осваивает Приморье. На арендованных китайцами полях растут усиленные стимуляторами роста крупные помидоры, огурцы, картофель. Бойко ведется распродажа барахла на китайских рынках Приморья. Активно работает множество торговых и общепитовских точек, владеют которыми китайцы. Выходцы из Поднебесной вообще очень хорошо чувствуют себя как в приморской тайге, так и в приморских городах.
Но, пожалуй, в ряду самых геополитически значимых движений Китая в сторону Приморья следует назвать открытие транзита через российский порт в бухте Троица. Раньше этот порт назывался Зарубино и давно не давал покоя китайским соседям. Здесь ведь в непосредственной близости находятся три границы: России, Северной Кореи и Китая. В этом углу еще в начале девяностых под эгидой ООН планировалось создание «свободной» транснациональной экономической зоны. Проект носил название «Туманган» в честь реки Туманной, впадающей в Японское море неподалеку от зарубинского порта. Проект замышлялся и координировался американцами. В качестве основных участников выступили КНР, КНДР, Монголия, мечтающая получить свой выход к морю, и Россия, роль которой сводилась к предоставлению своей территории для развития международной экономической зоны. Благодаря усилиям прежнего руководства Приморского края (в частности, губернатора края Е.И.Наздратенко) Россия остановила свое участие в этом, по сути, захватническом замысле. Тогда «ни пяди» наших земель, прилегающих к устью реки Туманной, не было отдано под реализацию ооновского проекта «Туманган». Однако сегодня старая идея использования важнейших территорий русского Приморья в интересах мирового сообщества не только обретает информационную силу, но получает реальные геополитические подкрепления. Теперь китайцы получили свободный транзит через порт в бухте Троица. Соседи безмерно рады состоявшейся сделке, ведь это дает им прямой выход в Тихий океан, в частности к Японским островам. В разы сокращается окольный торговый путь, связывающий китайский Хуньчунь и японскую Ниигату. Для Китая - это, по истине, геополитический прорыв, для нас - очередная геополитическая недальновидность.
Сейчас Китай обретает возможность замкнуть на себя основную часть грузопотока Азиатско-Тихоокеанского пространства. Известны давние стремления наших соседей восстановить Великий шелковый путь. В этом заинтересована не только КНР. Ряд стран на пути из Северо-Восточной Азии в Европу поддерживают проект прокладки торгового маршрута вне России. При создании такой международной трансконтинентальной дороги, практически параллельной Транссибу и не затрагивающей Россию, наши восточные порты, да и вся Транссибирская магистраль могут утратить свое значение.
Похоже в таком раскладе заинтересованы США. Вероятно Китай выступает всего лишь движущей силой в их проекте, называемом сегодня «Расширенная Туманганская инициатива». Штаты в соответствии с четкой методологией З.Бжезинского для эффективного управления Евразией пытаются сформировать «опорную площадку на Дальнем Востоке». Основная часть этой площадки видится им в юго-западной стороне Приморского края. Однако по замыслу создателей масштабы этой площадки будут простираться вплоть до Якутии, где скрыты основные подземные богатства. В районе устья Тумангана посредством заинтересованных сторон - КНР, КНДР, и, как оказывается, России, во чтобы то ни стало, должен быть создан гигантский «экономический насос», который станет перекачивать дальневосточные ресурсы в «резервуар мирового сообщества» под закулисным управлением США.
В этой связи как-то странно, что Россия сама не сосредоточивает свои силы на развитии своих столь выгодных территорий в районе устья Туманной, а напротив, стимулирует геополитическое наступление Китая.
Кстати, вся инфраструктура готовящегося в 2012 году саммита АТЭС могла бы возводиться на юго-западе Приморья, куда было бы целесообразно привлечь переселенцев с европейской части России и наших соотечественников из-за рубежа.
Однако, похоже, что туман, нависший над Приморьем, скрывает от глаз руководства России масштабы воплощающейся геополитической катастрофы. Катастрофа может случиться, если мы упустим, по всей видимости, последние шансы, и не сделаем свой рывок на Восток - к устью реки Туманной.
Игорь Романов, руководитель проекта «Берег России», специально для «Русской народной линии» из Владивостока
2. излишнее нагнетание
1. Уважаемый Игорь Романов.