«Широк русский человек, - я бы его сузил», «русский человек без Бога - дрянь»... Слова героев литературного классика звучат обидно. Но, что ни говори, верно... Уж как-то слишком легко амплитуда - от святости до свинства - преодолевается в душе отдельно взятого нашего соотечественника, да и страны в целом, в зависимости от того, что поставлено во главу угла своего существования. Слава Богу, и в противоположном направлении тоже... Впрочем, при одном непременном условии: когда народ живёт или, во всяком случае, пытается жить в соответствии со своей, им самим веками выстраданною мудростью, не путая яичницу с Божьим даром. Речь в данном случае не о тех, в чьих головах эти понятия сместились давно и бесповоротно, кто готов принять за национальную идею всё что угодно, успешно сплачиваясь разве что вокруг футбольного мяча - ноля, перекатываемого ногами, как кто-то верно подметил. Таковых большинство, к сожалению... Спасаться же, - оправдывать смысл своего земного пребывания сегодня, как и раньше (и как всегда) приходится «малым стадом», «в священном остатке». Среди людей верующих и православных, а именно - в Церкви. Но и тут широта русской натуры может сыграть злую шутку.
«Посмотрите, посмотрите, как они любят друг друга», - говорили о христианах ранней Церкви. И не удивительно - почему. Они оправдывали своё имя - жизнь христиан первых веков была христоцентричной, связанной со Христом прежде всего. Заключаясь в любви к Богу и людям - к ближним, дальним и даже к собственным гонителям.
Говорят и о христианах нынешних... И сами они друг о друге говорят, а иногда и пишут, что само по себе позволяет сделать некоторые весьма примечательные выводы. Из них первый и самый прискорбный: православным, во всяком случае, довольно значительной их части, - людям, по идее, уже согласно этимологии своего звания, долженствующим славить Бога право, до Него Самого по большому счёту нет никакого дела. Есть дело до чего угодно: до того, что способно разъединить по национальному, политическому, по какому угодно признаку, а до Христа, который объединяет, почему-то нет. И стоит только погрузиться в интернет, почитать комментарии на православных сайтах и в блогах, как характеристика, данная когда-то первым христианам, в своём смысловом значении поменяется на полную противоположность.
Кто-то симпатизирует белым; кто-то столь же пафосно - красным... И вот те, кто вчера причащался из одной Чаши, разделившись на линии, сегодня не здороваются. Одному нравится Сталин, а у другого и для генерала Власова находится немало тёплых прочувствованных слов... С некоторых пор факт, что православные консерваторы с одной стороны, православные либералы - с другой, со своими безбожными идеологическими собратьями общий язык находят проще, нежели с единоверцами, никого не удивляет. И уже не кажется странным, что постоянный автор известного православного журнала солидаризируется скорее с извращенцами-содомитами, нежели с их активными недоброжелателями - с православными же хоругвеносцами. Одни с головой погрузились в мрачную конспирологию, усматривая погибель и в пакете кефира со зловещими шестёрками; а другим хоть плюй в глаза - всё Божья роса. Кто-то из «православных аналитиков», обнаружив вокруг себя массу шпионов, масонов и диверсантов-поджигателей, объявил во всеуслышание, что завтра третья мировая война, а послезавтра - конец света. Другие в лучших традициях хилиазма чают для себя жизни, если не вечной, то, во всяком случае, долгой и счастливой. Есть православные-вип, а есть и все прочие. Первые, вдохновлённые идеей прогресса и «общечеловеческих ценностей», в экуменистическом порыве давно уже определились и с переходом на новый календарный стиль и с современным языком в богослужении. Устроившись вполне комфортно здесь и сейчас, они ждут - когда «прочие» если не переделаются, так хотя бы перемрут или разбегутся. Чем те, собственно, «успешно» и занимаются...
Ревнители православия «слева», озаботившись мыслью о всероссийском воцерковлении, в своём миссионерском рвении простираются на всех и на вся, куда надо и туда, куда, пожалуй, что и не надо... Но, увы, их слова, мало подтверждённые жизнью, легковесно «повисают в воздухе». А иногда провоцируют кощунство, скорее отторгают, нежели привлекают. И вот уже проницательный журналист пишет о том, что вера стала маленькой, а «эффективные церковные менеджеры» если чему-то и способствуют, так только тому, чтобы она стала ещё меньше.
Православные ревнители «справа» в своей бескомпромиссной борьбе с «электронным зверем», кажется, готовы и вовсе не жить, окопавшись и закопавшись в переносном, а иногда и в прямом смысле этого слова.
Широк русский человек... Говорить о нём можно много. И прийти, при желании, к выводам самого разнообразного содержания. Как мрачного, так и вполне радужного. Только лучше этого не делать. По одной простой причине - не потому, что русские люди отвратительны или прекрасны, а потому, что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 18). Он создал Церковь, которую врата ада не одолеют (Мф. 16: 18). И внутри этой Церкви, в земном своём измерении мятущейся и несовершенной, Бог приводит к Себе, несмотря на весь хаос и ужас, несмотря на всё безобразие современной жизни. Он в Таинствах, в молитве, в самой Любви, Которой именуется и Которой является на самом деле. Только в Нём возможно единение правых и левых, красных и белых, богатых и бедных, образованных и не очень. Если этого единения, общения во Христе не обретается здесь, в земной реальности, если ему предпочитается политическая, национальная, социальная, любая другая принадлежность, возможно ли оно будет в вечности?
Игумен Даниил (Гридченко), специально для «Русской народной линии»
7. "И внутри этой Церкви, в земном своём измерении мятущейся и несовершенной""
6. 1. остров72 :
5. Широка страна моя ...
4. широка страна моя
3. о делении
2. Re: Широка страна моя...
1. тест