Лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что реализация проекта «десталинизации» России может угрожать суверенитету России, как правопреемнице СССР. «Дезавуировать великие дела и победы СССР - значит загнать в международно-правовую ловушку Российскую Федерацию - его правопреемника. Как ни крути, но международный статус России - это наследие СССР», - сказал Зюганов на пленуме ЦК КПРФ, сообщает портал Regions.Ru.
По его словам, во внутренней политике «десталинизация» будет означать «переход к откровенному подавлению левопатриотической оппозиции». Таким образом, десталинизация страшит Зюганова не столько из-за угроз суверенитету России, сколько своей опасностью для левого движения.
Между тем, как недавно отметил православный публицист Сергей Худиев, кампания по «десталинизации» плохо воспринимается обществом. По его словам, «десталинизация» в глазах общества прочно ассоциируется с кругами и воззрениями, безнадежно себя скомпрометировавшими в глазах большинства людей своим антипатриотизмом и неприязнью не только к Сталину и большевизму, но и к исторической России (как образно сформулировала Валерия Новодворская: «Русскому народу место в тюрьме, причем не где-нибудь, а именно у тюремной параши»).
«Как вы можете прокомментировать заявление Зюганова? Нужна ли России «десталинизация» и в каких формах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, посетовал на отсутствие в народном сознании русских исторической идентичности. «История нашей страны в ХХ веке написана очень тенденциозно, к тому же она постоянно пересматривается и создаются новые концепции, грешащие исторической недостоверностью и в целом негативным отношением к русскому народу, крайним выражением которого является высказывание Новодворской. Ведь то, что она сказала – чистейший нацизм: обвинять в чем-то весь народ – это ровно то, что делали фашисты», - сказал он.
«И вот теперь – "десталинизация". Сталин сыграл значительную роль в истории. С этим именем связана масса негативного, но многие именно с ним связывают и нашу победу в Великой Отечественной войне. В обществе противоречивое отношение к этой личности. Но при этом в тени почему-то остается Ленин. До сих пор нет объективной оценки Февральской и Октябрьской революций, которые опрокинули естественное, а в начале ХХ века и очень динамичное развитие страны. Да, были и противоречия, но Россия все-таки входила тогда в пятерку наиболее динамично развивающихся государств», - напомнил протоиерей.
«Мы должны взглянуть на Россию в исторической перспективе, а не вырывать из истории один, хотя бы и очень продолжительный, эпизод, не вырывать одну личность из ее окружения, сваливая на нее всю вину. Ведь рядом со Сталиным – и Ленин, и Свердлов, и Троцкий, а затем – Берия, Каганович, Хрущев… Столько темных демонических личностей! Но почему-то выбран один только Сталин. Нельзя все валить на одну фигуру. Это неправильно», - отметил протоиерей.
«Нужно спокойно, без крайностей, основываясь на фактах и на любви к русскому народу, разбираться в тех условиях и обстоятельствах, через которые он прошел. Нельзя игнорировать ни позитивные, ни негативные страницы истории, но следует рассматривать их во взаимосвязи. Нужно стремиться к истине, а не к тому, чтобы протолкнуть очередные сиюминутные идеологические установки», - заключил отец Александр.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что навязываемый России выбор «или демократия, или сталинизм» неверен по сути. «Неправильно видеть в либеральном пути, который навязывают России, единственную альтернативу сталинскому пути. И в ХХ веке надо отделить репрессии от успехов и великих достижений. Рабы не смогли бы создать великую науку и великие произведения искусства. Одно дело – преступники, (…) другое дело – народ, который руководствовался хотя и во многом искаженными, но все-таки христианскими идеями», - сказал он.
Священник отметил, что растущие симпатии к Сталину и к СССР легко объяснимы: «Общество устало от беспорядка и беззакония, от наглого разграбления страны. На этом фоне фигура Сталина действительно воспринимается во многом положительно, - а с нее эта оценка переносится и на и тот строй, и на ту идеологию, олицетворением которых он был».
«А так называемая "десталинизация" направлена не только против Сталина: она покушается и на глубинные устои русской жизни и в то же время отвлекает от действительно насущных проблем. Под разглагольствования о "десталинизации" идет более активное расшатывание традиционных устоев общества, разграбление и разрушение страны. Похожие моменты мы, кстати, увидим и в хрущевской, и в горбачевской "десталинизациях"», - считает отец Валерий.
«Сейчас самое главное – спасение страны и выбор пути развития, а нам вновь и вновь навязывают дискуссию о Сталине», - заключил он.