«Человек приходит, говорит: "Я хочу принять вашу веру". А мы ему: "Заплатите сначала". Что может быть более страшно? Пусть человек сам пожертвует, сколько сможет. Нельзя называть цену и говорить, что если этих денег у вас нет, мы требы совершать не будем. Если надо, мы сделаем это и бесплатно», - сказал отец Евгений.
«Самое печальное, - продолжил священник, - что цены на требы – это, по существу, торговля благодатью, как говорил еще покойный Святейший Патриарх Алексий II. Ты – мне, я – тебе. Человек порой считает: "Я заплатил – вы обязаны мне дать". А в основе бытия Церкви должна лежать жертвенная любовь, а не торговля».
По словам отца Евгения, готов ли человек к Таинству, к Крещению, венчанию, определяется не тем, сколько он платит: «В Церкви нет индульгенций: заплатил, значит, тебе обещано спасение. Нужно прежде всего готовиться к Таинству, а не думать о его цене».
«С другой стороны, - заметил он, - священник живет на то, что пожертвуют, и никаких других доходов у священника нет. Есть приходы более обеспеченные, городские, есть – в деревнях – совершенно нищие. Мне самому довелось 3 года жить в поселковом приходе: если за неделю собирали 1000 рублей – слава Богу. А у храма есть свои расходы, надо было покупать дрова, платить за землю, за свет; наконец, семью содержать. В зарубежной Церкви, где приходы очень малочисленные, священников уже благословили подрабатывать – кто мойщиком машин, кто дворником, кто учителем. По канонам это не возбраняется, но, конечно, хорошо, если приход имеет возможность хотя бы минимально содержать священника, чтобы он не нуждался в хлебе насущном, не думал, чем кормить семью и на что покупать лекарства для больного ребенка».
«Я думаю, что все сознательные люди, приходящие в церковь, так или иначе что-то жертвуют. Более того, в нашем храме не берут денег за крещение, но зачастую после совершения Таинства в церковной кружке обнаруживаешь намного больше обычной "цены", люди жертвуют из благодарности, из желания помочь священнику», - отметил отец Евгений.
По словам протоиерея Евгения Соколова, епископом Архангельский и Холмогорским Даниилом впервые был поставлен вопрос о ценах на товары церковных лавок. «Впервые было сказано, что за свечу нижняя граница не должна быть выше пяти рублей. Любой студент, любая пенсионерка должны иметь возможность купить свечу. Если самые дешевые свечи стоят 15-20 рублей, это неправильно», - заключил отец Евгений.