С 2012 года МВД РФ будет официально платить россиянам за информацию, которая поможет раскрыть преступления или поймать преступников - до 300 тыс. рублей за донос. Ранее законом такие награды не предусматривались, сообщает Regions.Ru.
Как известно, в России и в большинстве развитых стран отношение к добровольному информированию полиции (и других органов власти) различается диаметрально. Если для американца совершенно естественно позвонить в полицию и указать на правонарушение, свидетелем которого он стал или о котором хотя бы просто подозревает, то в России это в большинстве случаев осуждается (особенно в тех случаях, когда доносят на человека, с которым чем-то связаны – соседа, коллегу и т.д.). Даже связанные с этим действием слова («донос», «доносчик», «стукач») окрашены резко отрицательно.
Такое отношение воспитывается с детства: указать учителю на одноклассника, пользующегося шпаргалкой, естественно для американца и недопустимо для русского, - его осудят не только соученики, но и учитель, и родители. Точно так же в России принято по возможности «покрывать» упущения, отлучки и опоздания коллег, а не докладывать о них начальству. Между тем активное и добровольное сотрудничество со всевозможными властями (начиная с учителя и кончая полицией) – важнейшее условие построения демократии западного образца. Именно оно во многом объясняет, например, несравненно меньшую коррумпированность этой самой власти: нечистого на руку разоблачат его же коллеги.
«Как вы думаете, следует ли переламывать русскую традицию "своих не сдавать"? Возможно ли это? Как вы оцениваете намерение полиции оплачивать доносы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, практику платных доносов категорически не одобряет. «Переломить психологию, к сожалению, можно, - во многом она у нас уже сломлена, о чем и свидетельствует появление самого этого законопроекта. К доносчикам на Руси отношение всегда было самым негативным. Недаром народная мудрость гласит: "Доносчику – первый кнут!"» - сказал он.
«Чтобы ловить преступников, спецслужбы должны работать на высоком уровне. А покупая совесть сограждан, серьезных преступлений не раскрыть. В Америке сложилась своя специфика борьбы с преступностью, но именно эта специфика и указывает на то, что уровень преступности там очень высок, раз нормальные методы себя не оправдывают. Органы могут, конечно, привлекать к сотрудничеству "внештатных сотрудников". Как правило, это люди, к которым у правосудия уже есть вопросы, которые потому и вынуждены сотрудничать. Конечно, спецслужбы должны иметь своих осведомителей в преступных группировках. Но это не значит, что весь народ надо превращать в негласных осведомителей современной полиции», - отметил протоиерей.
«Мне кажется, что эта мера очень неудачная, противоестественная для русского народа. Такого быть не должно», - заключил отец Александр.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, увидел в появлении такого закона зловещий симптом. «Такой закон просто должен был появиться как этап строительства того будущего, о котором внятно говорить боятся, но подразумевается, что мы войдем в состав единого мирового государства (назовем это так) с потерей суверенитета и признаков национального государства. К моменту, когда нам открыто объявят, что мы живем уже в другой стране, в другом государстве, уже не надо будет ничего менять: ни законодательство, ни правила жизни. Все уже будет выстроено под систему, которая предусмотрена для будущего наднационального государства», - сказал он.
«Как к этому отнесется русский народ? Боюсь, что безразлично. Потому что те изменения, которые насильственно производятся в национальном самосознании, к сожалению, похожи на необратимые», - добавил протоиерей.
«Единственным основанием для сопротивления этому процессу могло бы быть формирование православной жизни и православных ценностей, традиционных для русского народа. Это единственное, что может сохранить нас как нацию и как государство. Но это формирование происходит гораздо медленнее, чем демонтаж традиционной русской государственности», - заключил он.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, напротив, новый закон скорее приветствует. «Действительно, эта проблема связана с национальным менталитетом. Что, собственно, значит "сдавать своих"? Ведь это вопрос не степени демократичности общества, а особого типа сознания, когда общество рассматривается как состоящее из множества ячеек "своих" и "чужих", где за "своих", естественно, заступаются. В обществе, в котором главенствует закон, который выше клановых и групповых отношений, который одинаков для всех, говорят уже не о стукачестве и доносительстве, а о гражданской бдительности. Но для этого еще нужно построить само гражданское общество, одно для всех», - сказал он.
«В принципе эта инициатива, наверное, положительная. Но в нашей ситуации, когда коррупция и воровство воспринимаются уже как обычные явления, она может использоваться для элементарного сведения счетов или для защиты чьих-то частных интересов, а не только для борьбы, например, с терроризмом. Здесь нужно, конечно, все тщательно взвесить, необходима тонкая дифференциация, чтобы наказывались именно преступники, а честные граждане были бы надежно защищены законом», - оговорился священник.
а