Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»

29.06.2011


Известный пастырь о допустимости для православных посещать инославные храмы …

Летом, в пору отпусков, православные христиане нередко совершают паломничества или просто путешествуют, в том числе, по Западной Европе или восточным странам. При этом перед ними нередко встает проблема: как относиться к инославным храмам, можно ли заходить в них, нужно ли при этом осенять себе Крестным знамением, допустима ли молитва, как вести себя в отношении пребывающих там святынь, – воспринимать ли святыни инославных лишь как объекты культурного наследия или же относиться к ним с почтением, подобающим христианским святыням. Ответить на эти вопросы мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева.

Посещая Западную Европу, я обратил внимание, что во многих католических храмах в передней части перед алтарем выставлены православные иконы. Мне кажется, что они и установлены специально для того, чтобы православный христианин, зашедший в католический храм, мог приложиться к иконе. Это я видел во Франции, но не знаю, встречается ли такое в других европейских странах. Хотя, конечно же, если у путешественника есть желание посетить именно храм, чтобы помолиться в нем Господу, то ему следует выяснить, где находится ближайшая православная церковь – русская, греческая, сербская или болгарская и посещать с молитвенной целью именно православную церковь.

С другой стороны, многие храмы на Святой земле являются католическими, но православные, приезжая туда, имеют возможность помолиться в них, так как это общехристианские святыни. Достаточно вспомнить храм Гроба Господня, ведь там совершают службы христиане всех церквей – православные, армяне, католики и другие. Или вспомните посещение Патриархом Алексием II собора Парижской Богоматери. Многие восприняли это как нечто скандальное, но в действительности в этом Соборе пребывает немало православных святынь, и Святейший прикладывался к Терновому венцу Господа, который крестоносцы вывезли в свое время в Европу. А в католическом храме Успения Божией Матери на Святой Земле православные также совершают молитвы, и никому в голову не приходит их в чем-то их обвинить. Нам нельзя молиться вместе с представителями других вер, православные каноны запрещают совместную молитву с инославными и иноверцами, а в почитании христианских святынь ничего предосудительного нет.

Кончено же, заходя в католический храм, следует перекреститься. Крестное знамение – это оружие, которым мы должны пользоваться, тем более, когда мы сталкиваемся с другой духовностью, так что совсем не лишним будет осенить себя крестом. Это не будет означать какого-то особого почитания культового здания католиков, а станет лишь проявлением православным христианином некоторой осторожности, когда он входит в культовое здание людей иной веры. Каноны напрямую запрещают нам посещать лишь синагоги, но относительно еретических храмов, насколько я знаю, таких канонов нет. Тем не менее, я думаю, что просто из праздного любопытства заходить в такие храмы все же не стоит. 

Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Многие православные россияне, приезжающие в Египет, также посещают там такие святыни, как монастыри Антония Великого и Павла Послушливого, которые находятся у коптов, но имеют, конечно, общехристианское значение. В пещеру Антония Великого, например, надо подниматься на три тысячи ступеней вверх, читая Псалтирь. 

Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов. Например, мощи святителя Николая, перевезенные крестоносцами из Мир в Бари. И приходиться признать, что если бы тогда попущением Божиим, они не были бы фактически украдены, то они бы просто пропали – таким образом Господь промыслительно сохранил наши святыни среди людей другой веры.

Так что в этих случаях гибкость допустима. Единственное, чего нельзя делать православным, так это молиться вместе с католиками, протестантами или монофиситами и, тем более, участвовать с ними в таинствах – эти запреты мы должны соблюдать очень строго.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 27

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

27. Владимiръ : Отцу Олегу.
2011-07-03 в 02:13

Отче,а Вы ведь совершено неправы,когда учите тому,что можно входить и поклоняться в еретических храмах.
Есть 65 апостольское правило:"Если кто из клира или мирянин в собрание(синагогу) иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного."
В каждом еретическом храме собираются еретики для молитвы,если православный входит туда и начинается молиться,то получается он молится в еретическом собрании и подпадает под правило.
Может ли кто из нас представить Василия Великого или Афанасия Великого или Григория Богослова,пришедшего поклониться мощам православного святого(у еретиков было полно мощей святых),но в в храм еретический(к арианам или к македонянам)?-Конечно нет,они все были категорически против экуменизма.
Теперь о самих святынях у еретиков.
Мощевик,который лежит у еретиков может содержать какие угодно мощи и святых и еретиков.
Теперь католические святые:крестоносцы это разбойники,насильники и убийцы,захватили Константинополь и грабили уничтожали в нем множество святынь,а затем изготавливали разные поддельные святыни:плащаницы(их было несколько),венец,мощи и.т.п. и просто ими торговали на Западе,выдавая подделку за святыню.Это был просто бизнес.
Потому западные святыни в лучшем случае сомнительны,а в худшем просто фальсификация.
Есть у нас святыни в православных храмах,туда надо ходить и им поклоняться.
26. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-07-02 в 02:08

Пойди разбери вашу публику, крестятся двумя перстами, обзывают никонианской собакой, за то что перекрестил свою пищу в столовой Казанского университета трехперстным знамением. Большого желания выяснять кто они поповцы, беспоповцы не было. Сами себя назвали староверами.
25. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-07-02 в 00:25

Иерей Илья,Вы меня удивляете-речь идёт о православных и русских (староверах), а не о сектантах,как беспоповцах, некрасовцах,толстовцх...
24. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-07-01 в 22:29

По телевизору, показывали документальный сериал о жизни русских старообрядцах в эмиграции. Некоторые люди, которых я встречал в Нижнем Новгороде и Казани будучи босолицыми и курящими также называли себя староверами.
Кстати у нас на приходе все мужчины бородаты.
23. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-07-01 в 22:09

Иерею не к лицу заниматься клеветническом,где Вы видели бритых и курящих истинно православных и подлинно русских (староверов)?
22. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-07-01 в 20:10

Ничему не удивляюсь Австралия страна чудес. И звери чудные коалы, утконосы, кенгуру. Курящие и бритые старообрядцы, в речи которых слышен австралийский молодежный жаргон. Поэтому нет ничего странного, что там встречаются православные любители унии с католиками.
21. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-07-01 в 16:02

В частности есть такие "православные" в Австралии,которые говорят,"как хорошо,что объединяемся с католиками..."
20. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-07-01 в 12:16

Иерей Илья,это мой вывод,после изучения человеческого мира,и речь идёт о всех "православных",на планете,а не сугубо в РФ.
19. иерей Илья Мотыка : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-07-01 в 11:22

В тоже время вспоминаю такой случай, великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич III, выдал замуж за великого князя литовского Александра свою дочь Елену. В своем письме к дочери он писал если хочешь можешь посетить костел один или два раза чтобы посмотреть. Но если причастишься от латинского ксендза будешь проклята, не буду считать своей дочерью.
Говорят Елена выполнила отеческое благословение. Как не принуждали ксендзы ее к участию в мессе. Великая княгиня оставалась верной православию, за что и была тайно отравлена литовцами. Слабая женщина, а какой пример духа.
18. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-07-01 в 10:31

Александр Васильевич меня всегда удивляли ваши способности ловко обращаться с среднепотолочными цифрами. Но всему должны быть разумные пределы. Говоря просто по русски врать нужно по меньше.
1. В России католические церкви и синагоги не меньшая экзотика, чем живой жираф на улицах Саранска. Большая часть священников их не только не посещала, но даже не видела по телевизору.
2. Нужно различать праздное любопытство, дело конечно греховное. Но оно заслуживает эпитимьи, а отнюдь не лишения сана. От участия в иноверческих молитвах и таинствах. Что является свидетельствует о полном безразличии к религиозным вопросам, вероотступничестве. Последнее заслуживает самого сурового наказания.
Но такие священнослужители не меньшая экзотика, чем зеленые вороны. Их очень мало но они к сожалению есть. Выражаю сожаление в отношении клириков-вероотступников, а не зеленых каркуш.
17. : Трусливый заяц....
2011-07-01 в 09:13

Анониму К Олегу,"Мели,Емеля,твоя неделя"!
16. Вячеслав : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-07-01 в 08:48

Да нет, просто отец Олег (Стеняев) видимо немножко недоучился в семинарии. Или запамятовал, что наша Церковь Апостольская?
65. Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного.

(Правила приведены по изд.: И.Стратилатов. Древность и важность апостольских правил, СПб, 1865.)
Здесь срабатывает "железная" логика: если Патриарху дозволено...
Но мы, православные, часто забываем один простой момент: каждый будет отвечать пред Богом за свои дела (и слова) лично!
15. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-06-30 в 23:04

Иерей Илья,тогда 90% "священнослужителей" нужно отлучить,так как они бывают не только в католических "храмах", но и у еврейских синагогах.
14. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-06-30 в 22:11

Я не знаю зачем поднял этот вопрос лично мною уважаемый протоиерей Олег Стеняев. Христианин не должен быть праздношатающимся туристом. В принципе. Это является грехом. Молиться и участвовать в таинствах в иноверческих храмах, за иноверческими службами категорически запрещено. За участие в них христианин отлучается от церкви, а священнослужитель лишается сана. Что тут не понятного?
13. К.Олег : 4. А.В.Шахматов :
2011-06-30 в 20:35

"Ох,как вы,колег, взбесились,даже стало вас жалко.Истина-это моя жизнь! "
"Истина - это моя(!) жизнь!"

Я как-то заставил Шахматова признаться в том, что "А.В.Шахматов" - автор коллективный. В архиве наверняка это есть.
Стиль не меняется, злобы едва ли не больше.
Легион товарищей, ненавидящих Россию, ее историю, ее народ, которого уже нет, а есть только совковое быдло, этот легион усердствует, подписываясь "А.В.Шахматов".
Тот, кто пишет под этим именем, будет иметь в моем лице палача.
Буду пороть, Шахматов, для начала за многолетнее хамство на форуме...
12. : Недоразумение.
2011-06-30 в 19:21

Иерей Илья,если нет запрета,то и нет разрешения,так что такого вопроса для истинного христианина вообще не должно быть, зачем он поднят?
11. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-06-30 в 16:55

Александр Васильевич действительно прямого запрета посещать иноверческие храмы нет. Но христианину не престало быть скучающим, праздношатающимся туристом. Храм для чего нужен для встречи с Богом, молитвы и участия в таинствах. Но можно ли это там найти. Нет. Это только соблазн для души. Если канон запрещает нам молиться в иноверческих храмах, то нам там делать нечего.
10. Андрей Шабельников : Алексею
2011-06-30 в 16:13

Следуя Вашей логике, нам не нужно входить в базилику Святителя Николая в Бари и молиться у мощей великого святого, где наше духовенство даже Литургию служит?
9. Алексей : Что важней святыня или Святой?
2011-06-30 в 13:57

Чем мы больше будем ходить в инославные храмы, тем возможно, больше антиисповедования будет начислено на наш счет.
Думаю, в инославные храмы люди начинают ходить и продолжают не за поиском благодати, а от скуки, праздности, любопытства. Первый раз идут по любопытству, а последующие для, как минимум, для разнообразия.
Возможно Господь больше даст благодати, если не пойдет человек в инославный храм и тем самым исповедует Его. Ведь что важней святыня или Святой?
8. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-06-30 в 13:49

Протоиерей Олег пишет:"Каноны напрямую запрещают нам посещать лишь синагоги, но относительно еретических храмов, насколько я знаю, таких канонов нет."

Иерей Илья,объясните мне это.
7. Алексей : (дополнение)
2011-06-30 в 13:27

Господь же нас спасает не за факт посещения святыни и не за их количество.
6. Алексей : Есть ли в этом смысл?
2011-06-30 в 07:35

А есть ли смысл посещать святыни в инославных Храмах? Посещам святыни мы для того, чтобы получить благодать от Господа. И от Него зависит дать нам ее или нет. Не думаю, что Господь будет особо щедро одаривать нас благодатью в инославных храмах, если у нас есть свои родные.
Кроме того, благодать благодати рознь. Инославные от мощей, несомненно тоже чувствуют благодать, но скорее в несколько ином виде, чем мы привыкли себе представлять. Думаю, она их попаляет, предупреждает, обличает.
5. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-06-30 в 02:00

Александр Васильевич, внимательно снова прочитайте последний абзац. Там написано, что с еретиками молиться категорически запрещено. Как и участвовать в их таинствах.
4. : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-06-30 в 00:02

Ох,как вы,колег, взбесились,даже стало вас жалко.Истина-это моя жизнь! Со статьей протоиерея я согласен только в начале,а в конце он сказал,что с еретиками можно молиться.
3. К.Олег : Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»
2011-06-29 в 20:28

Простите, уважаемый о.Олег, но что тут значит "...зазорного"?
2. К.Олег : 1. А.В.Шахматов :
2011-06-29 в 20:20

"Слава Богу,наконец-то заговорили о Истине!"

Для Шахматова истина - ненависть к России,особенно к России последнего столетия.
Ненависть к России 20-го века у Шахматова безпредельна.
Истина - где угодно, хоть в костеле!

Не дам тебе покоя, Шахматов!

Пока владеет тобой злоба - не русский ты.
Способен покаяться?
Или не в чем тебе?
1. : Поклон протоиерею Олегу!
2011-06-29 в 16:22

Слава Богу,наконец-то заговорили о Истине!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме