«Черногория – первое современное государство с православным большинством населения, которое подписывает подобный договор. Это указывает на наш экуменический настрой», - передает слова Лукшича агентство «Блиц».
Католики составляют около 5% населения Черногории (в основном – албанцы, проживающие в районе озера Скадар). Впрочем, дело, разумеется, не в процентах, а в том, что Подгорица пытается придерживаться жесткого курса на разрыв с Сербией.
Одним из символов превращения «Сербской Спарты», как некогда называли край черногорских сербов, в банановую Республику Монте Негро является попытка сфабриковать автокефальную церковь. Нынешняя черногорская партия власти, Демократическая партия социалистов, вновь актуализировала вопрос автокефалии.
Идеологи этой партии предполагают, что автокефальная церковь должна получиться из объединения Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви с так называемой «Черногорской православной церковью» (ЧПЦ). ЧПЦ насчитывает в своем составе около десятка «клириков», и представляет собою клуб идейных «монтенегрини» (черногорцев, отрекшихся от общесербского единства).
Во вторник, 21 июня митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в интервью местному телеканалу «Атлас» отметил, что теоретически Черногорско-Приморская митрополия СПЦ может стать автокефальной церковью. Однако, по словам владыки, «для принятия подобного решения необходимо согласие всех поместных патриархатов».
На следующий день агентство «Вести-Онлайн» попросило известного нашим читателям социолога религии профессора Зорана Милошевича прокомментировать заявление владыки Амфилохия:
Вести-Онлайн:
– Итак, митрополит Амфилохий на ТВ говорил о возможности обретения автокефальности. Ожидаете ли, что митрополит пойдет по этому пути?
Проф. Зоран Милошевич:
– Нет. Разговор о черногорской державности неаутентичен. Тема эта подпитывается внешними силами, Ватиканом, ЕС, США. И в тот самый момент, когда эта поддержка закончится, закончится и разговор о черногорской державности. Что же касается сфабрикованной т.н. «Черногорской православной церкви», то это люди, которые, фактически пребывают под домашним арестом и, контролируемые 24 часа в сутки органами госбезопасности, действуют согласно полученным инструкциям.
– Существует ли теоретическая возможность получения автокефалии?
– Теоретически, да. Но Митрополия предварительно должна получить одобрение от Матери-Церкви, в данном случае от СПЦ. Насколько это тяжело, видно на примере Македонской православной церкви, которая не получила согласия от СПЦ и ни одна из Поместных Православных Церквей не признала её. Если бы Митрополия пошла по этому пути, то ни одна из Православных Церквей не признала бы её. И, тем самым, Митрополия бы сама себя разрушила. Митрополит – человек мудрый и он не собьется с пути.
– Но имеет место давление режима Подгорицы на владыку лично. Может ли этот шантаж – обвинение его в разжигании розни - оказать влияние на принятие Амфилохием решения в пользу автокефалии?
– Такие действия режима лишь усиливают сербский блок внутри Черногории. А если Черногория продолжит нарушать права Митрополии, это вызовет реакцию и в России, и в Греции, что, в конечном итоге, подействует на режим. Так что дело не так уж просто решается. И то, что позволяет себе режим Подгорицы, лишь идёт ему во вред.
Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»