Между тем, отмечает издание, «с дружбой и единением славян дела в наши дни обстоят незавидно. Мало где можно найти более оголтелую ненависть к русским, чем в славянской Польше или на славянской Украине, где ее раздувают и используют весьма влиятельные политические силы».
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: Есть ли будущее у славянского единства и в чем это единство должно выражаться?
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, процитировал «Клеветникам России» Пушкина: «Славянские ль ручьи сольются в русском море. Оно ль иссякнет? вот вопрос». «Сейчас пушкинский вопрос перестал быть риторическим: русское море действительно может иссякнуть (что в его время, конечно, казалось невозможным). И иссякнуть не только в физическом смысле. Здесь огромное значение имеет историческая память – один из важнейших элементов национального самосознания», - отметил он.
«Некоторые славянские государства упрекают Россию, что она мешала им развиваться. Но на упреках никакой самобытности не построишь: она в полной мере достижима только во взаимоуважении, взаимопонимании и взаимопомощи», - пояснил о. Сергий. «Славянское единство в каких-то организационных формах в нынешнее время вряд ли возможно. Да и нужно ли стремиться к единству, если нет любви? Объединить могут вера и любовь. Объединить может и общая беда – как в свое время славяне объединились для Грюневальдской битвы. Но нельзя же призывать эту общую беду!» - заключил отец Сергий.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что в церковной сфере украинские и белорусские сепаратисты, ратующие за разъединение славянских народов, выступают в первую очередь против церковнославянского языка. «Именно в нем и наше общее прошлое, и сакральная часть нашей жизни. Именно отказ от церковно-славянского языка работает на разрушение славянского единства, разделение славянских народов», - сказал он. «Единство сохранится в тех религиозных группах, которые сохранят нашу общую церковно-славянскую традицию, сохранят единый богослужебный язык. Кроме того, огромное значение имеет наше общее древнерусское культурное наследие», - добавил отец Олег. «Мы обретем единство в общей культурно-религиозной традиции. В этом и выход из всех современных кризисов, и возрождение в будущем», - заключил пастырь.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, допускает, что объединение славян в не столь уж далеком будущем произойдет и на религиозном, но и на государственном уровне. «В основании праздника единения славян лежит прекрасная идея. Но нужно время, чтобы она воплотилась. Мы обречены на единство в силу общей крови и общей веры. Даже западные славяне, отделенные от нас веками католической культуры, могли бы пойти на союз. Я думаю, со временем начнется их отталкивание от Запада, в том числе и по политическим мотивам. В Евросоюзе, похоже, они себя не очень хорошо чувствуют. И мы видим, что даже в Польше именно среди этнических поляков православных становится все больше. И к православным там, кстати, относятся хорошо», - сказал он.
«Отрицательное отношение к русским на Украине сильно преувеличено. Подавляющее большинство относится к нам вполне нормально. Просто кое-кто отрабатывает деньги. У нас гораздо больше общего, а разъединяют только политические игры», - заключил отец Сергий.