Заседание открыл доклад депутата Государственной Думы Андрея Климова. Он выступил с сообщением «Образование потребителей», в котором проанализировал современное состояние образования в Российской Федерации и сравнил его с состоянием советского образования военного и предвоенного времени. Он также проанализировал причины, благодаря которым СССР удалось победить в Великой Отечественной войне. Вначале своего доклада он привел весьма печальную статистику. Было опрошено 42 тысячи человек, из них 32% выразили желание уехать из России, 21% опрошенных затруднились ответить на вопрос: «Уехали бы Вы сейчас из России или нет?» Данные опроса показывают чудовищную глубину невежества современного российского человека. В частности, три года тому назад 28% опрошенных посчитали Солнце спутником Земли, сейчас так считает уже 32 тысячи человек. Самое страшное, что обнаружил опрос, - это историческое невежество. Школьники, в частности, серьезно утверждают, что в 1944 году Красная Армия прорывалась к Новосибирску. Последствия подобного невежества страшны. Одно из них это отчуждение от России и ее судьбы. Только в прошлом году 1 400 000 человек уехали из РФ. У 4 млн наших сограждан вместе с российским паспортом хранятся иностранные паспорта, в частности, ЕС и иных «более благополучных» стран.
Каковы причины подобного печального положения вещей, задается вопросом депутат Климов. Он отметил, что в настоящее время министр образования Андрей Фурсенко объявил образования сферой услуг. Между тем, в советское время образование было объявлено частью производства наравне с тяжелой промышленностью. Советская педагогическая и государственная мысль, отметил политик, пришла к тому, к чему сейчас приходят в наиболее развитых странах, - к пониманию того, что важнейшим предметом инвестиций является человек, его образование и его становление. Советское государство вкладывало в образование в самые свои тяжелые годы. В начале 50 годов в образование вкладывалось 10% ВВП, в 70 годы 7% ВВП, ныне же на образование вкладывается 3,5% ВВП. В 50-е годы, несмотря на тяжелейшие годы послевоенного восстановления страны, было открыто не менее 16 тысяч школ, а «благополучные» 2000-е годы было закрыто 19 тыс. школ.
У советского и современного образования принципиально разные цели. Советское образование ставило перед собой целью дать человеку фундаментальное образование, подготовив творческую всесторонне развитую личность. В результате мы получили великую советскую культуру, великую советскую литературу и военное поколение, тех юношей, которые за школьной партой смогли всего за несколько месяцев стать первоклассными летчиками и первоклассными артиллерийскими офицерами. Министр образования Андрей Фурсенко объявил, что цель современного образования состоит в подготовке «квалифицированного потребителя», умеющего пользоваться плодами труда других людей. Подобная цель, отметил депутат, являете безнравственной, поскольку воспитывает паразитов. Она также является бессмысленной, поскольку если все будут потребителями, то кто будет производить? Когда Фурсенко спросили, а кто же будет производить товары, которые будут потребляться этими «квалифицированными потребителями», то он ответил, что производителей завезут из-за рубежа.
Докладчик отметил практицизм современного образования, венцом которого явилось решение об оставление обязательными следующих школьных предметов: физкультура, ОБЖ, «Россия в современном мире» и индивидуальный проект. Между тем, любому здравомыслящему человеку понятно, что если человек изучал только физику, то он никогда не сделает открытие в биофизике, для этого нужно знание фундаментальных дисциплин. Эйнштейн играл на скрипке. Он признавал, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. Известно, какую большую роль музыка и литература играют в становлении подлинно творческой личности.
Депутат Государственной Думы Андрей Климов отметил следующую тревожную тенденцию навязывание элитарной модели образования. Между тем, советское образование, отметил политик, являлось эгалитарным, равным для всех. Такая система образования приводила к изумительным результатам, когда парень из села мог дослужиться до звания генерал-майора и стать ректором одного из столичных вузов. Ныне эгалитарная модель образования изживается. Это не может не тревожить. Тревожит и то, что СПбГУ и МГУ поставлены были в неравное положение по сравнению с провинциальным вузами. Это способствует еще большому социальному неравенству и социальной напряженности. В результате наступит интеллектуальная катастрофа. В 1990 году СССР стоял на 3 месте по образованию, ныне РФ стоит на 54 месте. Если мы хотим подлинного возрождения России, то мы должны сохранить лучшие отечественные образовательные традиции и объединить их с современными технологиями.
С большим вниманием был заслушан доклад Леонида Григорьевича Ивашова, посвященный геополитическим последствиям победы СССР во Второй Мировой войне. Он начал свой доклад с той мысли, что Запад, несмотря на огромные успехи советологических институтов, не понимают России. В этом ему признался бывший начальник объединенных штабов НАТО, который не мог понять, как СССР удалось, уничтожив всю интеллигенцию и пережив Гражданскую войну, создать небывалую оборонную мощь, так что через 20 лет на Советский Союз надеялся весь мир. Ивашов задался вопросом, а почему произошла Вторая Мировая война. Она произошла потому, считает генерал, что после Первой Мировой войны мир стал европоцентричным и крайне неустойчивым. СССР в то время обладал еще слабым влиянием. Доминировал Запад, который, однако, был разобщен. Существовали серьезные противоречия между Англией и Францией, Англией и США. В западном мире в то время существовала мощна конкуренция. Кроме того, Америка и Европа не могли предложить миру новые идеи, новые смыслы жизни. Один немецкий философ начала XX века писал, что везде чувствуются усталость и беспокойство, Запад лишил мира души, хотя создал совершенные образцы техники и государственного управления. Он предрекал еще в 1909 году восхождение славянства как восходящей силы, которой будет принадлежать следующее столетие. Это понимал не только он, но и Гитлер, который планировал уничтожить 30 млн русских, прежде всего, русскую элиту. Опасность нацизма осознавалось в предвоенном Советском Союзе. В передовице «Правды» от 16 декабря 1933 года пророчески предрекалось, что фашисты стремятся к переделу всего мира. Неслучайно СССР боролся за коллективную безопасность. К сожалению, его усилия были сорваны Англией и Францией. 2 января 1939 года журнал «Тайм» поместил портрет фюрера с надписью «Гитлер человек года» и опубликовал хвалебную статью в его адрес, в которой было сказано, что 1939 год для Гитлера станет еще более успешным.
Ивашов отметил, что проблема Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны это не проблема Третьего Рейха и Третьего Интернационала, а это вопрос об извечном конфликте Европы и России, это вечная нацеленность морских держав на разрушение средиземья. Выступая в британском парламенте, премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж отметил, что традиции и жизненные интересы Англии требуют разрушение Российской Империи для того, чтобы обезопасить Индию. Именно с этой целью Великобритания поощряла германскую агрессию, создание фашистских режимов, которые в значительной степени создавались международной финансовой олигархией. Гитлер это продукт западного финансового капитала.
Ивашов отметил и религиозный фактор. В Гитлере видели инструмент покорения православного пространства. Он отметил книгу Ольги Четвериковой «Измена в Ватикане». Генерал привел высказывание Тойнби о том, что агрессия – это единственная форма общения Запада с Россией, из-за чего русские всегда становились жертвой. Руководство СССР понимало, что Советский Союз находится под угрозой ударов с Запада и Востока. Разговоры о том, что СССР собирался устроить мировую революцию, тем более, покорять Запад военным путем, бессмысленны. Советскому Союзу было не до того. Поэтому СССР в предвоенные годы наращивает оборонную мощь, пытается выстроить коллективную безопасность, а когда это не получается, то заключает пакт Молотова-Риббентропа, который был попыткой выхода из-под смертельного удара с Запада. Русские не стремились распространить коммунизм, они заботились о своей безопасности. 22 июня 1941 года советский народ стал надеждой спасения от коричневой чумы. После войны СССР, отметил генерал Ивашов, становится гарантом мировой коллективной безопасности, сдерживающим фактором западных амбиций. И именно благодаря ему, установилось хотя и непрочное, но равновесие на 45 лет.
В выступлениях участников отмечался огромный пласт лжи и клеветы, который накопился за последнее время в освящении Великой Отечественной войны: это публикации Суворова (Резуна), Зубова и священника Митрофанова, кинематографическая продукция, в частности, последние фильмы Никиты Михалкова. Отмечалось, что в Комиссии по фальсификации истории нет ни одного участника войны.
Среди причин, приведших к поражениям в начале войны, отмечались огромная военная мощь Вермахта, недостатки обучения и неподготовленность рядового и командного состава Красной Армии. Был отмечен также ряд неизвестных дат в Великой Отечественной войне: 25 сентября 1941 года остановка немцев под Ленинградом; 28 ноября 1941 года остановка немцев под Волховом; 9 декабря 1941 года освобождение Тихвина. Эти даты мы должны помнить и чтить. Конференция прошла при большом количестве участников и большой заинтересованностью.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»