Официально глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов прибыл в Ливию по приглашению сына Каддафи Мухаммеда, который возглавляет Олимпийский комитет Ливии, для подготовки шахматного турнира, который планируется провести в Триполи 1 октября. Илюмжинов рассказал, что в Триполи неспокойно, город бомбят и один раз им пришлось пережидать обстрел. Однако глава ФИДЕ уверен, что к 1 октября, когда запланирован шахматный турнир, все успокоится.
Глава ФИДЕ рассказал также, что на встречах с Мухаммедом Каддафи обсуждались в основном спортивные события, но не могли обойти и политику. Мухаммед Каддафи выразил сожаление, что мир не слышит и не хочет слышать голос ливийского народа, сказал Илюмжинов.
Прокомментировать это событие мы попросили ведущего аналитика Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцента факультета международных отношений СПбГУ, кандидата исторических наук Александра Сотниченко.
«Россия сейчас пытается каким-то образом вернуться на Ближний Восток и в условиях конфликта, которым сейчас охвачен регион, занять посредническую позицию, чтобы таким образом поднять свой статус. Недавно на Ближний Восток ездил cпецпредставитель Президента РФ по Африке Михаил Маргелов, но он начал свое посещение Ливии со встреч с ливийской оппозицией, после чего запланированный визит к Каддафи не состоялся, так как ливийский лидер отказался встречаться с представителем России, который официально встречается с мятежниками. Теперь мы видим, что Илюмжинов действует иначе, однако, как мне кажется, эти встречи не имеют, к сожалению, никаких перспектив ни для России, ни для Ливии. Запад, насколько я понимаю, окончательно решил, что режим Каддафи должен быть свергнут, что никаких переговоров с нынешним режимом в стране не будет.
Полагаю, что визит Илюмжинова - это не самодеятельность, хотя и неясно, насколько он согласован с высшим руководством страны, или с Министерством иностранных дел. Но то, что это не только личная инициатива Илюмжинова, – это однозначно. Фигура Каддафи в России сейчас пользуется очень большой популярностью, его рассматривают как жертву американской агрессии, и поэтому любой шаг России в поддержку действующего режима в Ливии будет пользоваться популярностью среди населения и вниманием средств массовой информации. Каддафи же как опытный политик прекрасно понимает, что сейчас происходит в России, чувствует, что Россия ищет пути возвращения на Ближний Восток, но, к сожалению, стратегии в этом вопросе не имеет. И в результате жесткой позиции Каддафи в отношении Маргелова, он добился визита в Триполи Илюмжинова».