3 июня сего года архиепископ Охридский и Македонский Стефан принял в своей канцелярии диакона Андрея Кураева, одного из известных православных богословов, профессора МДА, сообщает сайт Македонской церкви. Правда, надо сказать, что к МДА отец Андрей имеет весьма косвенное отношение, как и к Свято-Тихоновскому университету, но пусть он там числится. Гораздо интереснее следующее: 1 июня известный миссионер Андрей Кураев в македонском культурном центре прочитал лекцию на тему: «Православие в современном мире», а 2 июня в соборной церкви святого Климента Охридского он читал лекцию о том, каков должен быть священнослужитель для Бога. И затем гость из России отправился в паломничество по церквям и монастырям Македонии.
Опубликован и его материал под названием «Македонская Православная Церковь есть лицо истинной Церкви». Он заявил, что изоляция Македонской церкви является лишь результатом политических проблем, а отнюдь не действий самой церкви. Конечно, он призвал македонских верующих не возобновлять «грехов греческих националистов» и признал, что не видит в проблеме никакой эклесиологической составляющей. По сути, он легализует Македонскую церковь как церковь независимую. Однако деятельность и выступление отца Андрея Кураева находятся в вопиющем противоречии с реальным статусом Македонской церкви, как церкви раскольнической, не признанной ни одной Православной Церковью, объявленной схизматической еще в 1968 году на Соборе Сербской Православной Церкви при Патриархе Германе. И то, что он ободряет македонских раскольников, показывает, что теперь он сам сеет раскол, причем на международном уровне. Хотя о.Андрей любит обвинять своих оппонентов в раскольнических стремлениях и высказываниях, сейчас он выступает по сути дела как самый настоящий пропагандист раскола.
До 1968 года Македонской православной церкви не существовало, тогда была лишь Охридская епархия, но нынешняя Македонская церковь с ней не имеет ничего общего. Охридская епархия была автономной Церковью Константинопольского Патриархата и объединяла в себе всех - греков и славян - и не претендовала на то, чтобы быть Церковью только одного этноса. Между нынешней Македонской церковью и Охридской епархией XIII века нет реального канонического преемства хотя бы по самому факту, что нынешние македонские епископы свое происхождение по хиротонии ведут от Сербской Православной Церкви, от которой они откололись в результате интриг коммунистического правительства Тито в 1968 году. Македонская церковь является плодом антихристианской и антисербской политики. Ее создание было в целом антиправославным актом, потому что это был типично националистический филетийский раскол, когда Церковь образуется не по территориальному, а по чисто националистическому принципу. Известно, что Сербская Православная Церковь объединяет в себе и сербов, и черногорцев, и македонцев и не является Церковью этнической, а лишь Церковью Поместной.
И вот отец Андрей появляется в Македонии, читает лекции, сподобляется приема у иерарха раскольнической церкви, своими выступлениями ободряет раскольников, более того, считает эту проблему чисто политической, а не экклесиологической, не связанной с ересью филетизма (в 1872 г. Константинопольский Патриарх объявил филетизм ересью). Это лишний раз показывает характер его деятельности как сугубо антицерковной, тем паче, что он не выступает носителем никаких поручений ни Святейшего Патриарха Кирилла, ни ОВЦС. Он сам заявляет, что не является посланцем Святейшего Патриарха Кирилла, значит, он не имеет никаких полномочий на увещевание македонских раскольников на возвращение в лоно Матери-Церкви, а именно в Сербскую Православную Церковь. Значит цель его только одна: укоренение македонцев в их расколе, что означает дальнейшую дестабилизацию православного мира. Это прискорбно, это значит, что человек, который некогда трудился на благо Русской Православной Церкви и Вселенского Православия, который некогда писал очень хорошие глубокие и полезные книги, сейчас по сути дела занимается раскольничьей политизированной деятельностью.
Фактически протодиакон Андрей Кураев наносит удар по Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Кириллу и дает козырь представителям Константинопольского Патриархата вести подрывную деятельность на Украине и в Эстонии. Ведь если можно представителю Русской Церкви встречаться с раскольниками в Македонии, то почему же тогда нельзя грекам вести такие же переговоры с неканоническими группировками на Украине и Эстонии?..
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»