В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
В этот день отошел ко Господу византийский Император Константин Великий. Он был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены.
По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 г. (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что христиане – верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. В свое царствование он боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 г. он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В 312 г. возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать Христианство. Вторым манифестом, подписанным им в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу Христианства в Римской империи, потому что Ликиний стал притеснять христиан, а потом перешел к открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и Христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в Христианстве. Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, в порядке времени: он прекратил языческие игры (314), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325).
Более всего император Константин встречал себе противодействие в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов - священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина – созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г. Всей душой преданный Церкви, Константин, однако по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
В этот день 1796 года скончался художник Алексей Иванович Бельский. Он родился в 1726 году в Санкт-Петербурге, принадлежал династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века. А.И.Бельский рисовал преимущественно пейзажи, аллегории и картины на исторические сюжеты. Будучи зачисленным вместе с братом Иваном в «Канцелярию от строений» в середине 1740-х учился у Джироламо Бона, И.Я.Вишнякова и других. Расписывал Андреевскую церковь в Киеве, дворцовые церкви императорских резиденций, создавал театральные декорации, плафоны и панно для императорских дворцов в Петергофе и Царском Селе.
Алексей и Иван Бельские указаны в реестре художников, командированных в 1762 году в Москву «по наряду» для расписывания Триумфальных ворот, устроенных по случаю торжественного въезда на коронацию Императрицы Екатерины II. На этом реестре рукой Якоба Штелина, руководившего устройством «художественной части» коронационных торжеств, сделана пометка напротив имени Алексея Ивановича: «хороший декоратор».
В 1764 году А.И.Бельский был избран академиком Академии художеств. С середины 1760-х числился «назначенным художником». В 1771 году за серию из четырёх нравоучительных картин-панно, исполненных для украшения Смольного института, получил премию от Академии в 70 руб. (ныне панно в Русском музее). В 1772 году Академия устроила А.И.Бельскому экзамен, по результатам которого Контора строительных дел произвела его в мастера, а в 1773 году на основании устава Академии Алексей Иванович Бельский со своим потомством получил вольность.
Сегодня мы также вспоминаем митрополита Амвросия (Подобедова), скончавшегося в 1818 году. Он родился в семье священника 20 ноября 1742 г., в с. Стогове, Владимирской губернии. Окончив Троицкую лаврскую семинарию, занял должности учителя и библиотекаря. Приняв в 1768 г. монашество, был переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где с 1771 г., занимал место префекта, а с 1774 г. — ректора. На этой должности, в качестве проповедника, отец Амвросий сделался известен Императрице Екатерине ІІ, которая, в 1778 г., назначила его епископом Севским. В 1781 г. владыка Амвросий был переведен в Крутицкую епархию, в 1785 г., по воле Государыни был назначен архиепископом Казанским и Симбирским, а в 1799 г. ему велено было быть архиепископом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В марте 1801 г. владыка Амвросий был назначен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Являлся первенствующим членом Святейшего Синода. Главною выдающеюся чертою деятельности митрополита Амвросия была его постоянная, энергичная и деятельная забота об открытии духовно-учебных заведений, об упорядочении духовно-учебного дела и о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Особенно деятельное участие владыка Амвросий принимал в Высочайше учрежденной комиссии по преобразованию всех духовно-учебных заведений России, результатом работы которой явился устав духовных училищ 1814 г. Большое также участие он принимал и в вопросе о единоверии, свидетельством чему служат Высочайшие рескрипты на его имя Императора Павла І. За труды по духовному образованию митрополит Амвросий первый удостоился звания почетного доктора богословия.
В этот день 1862 года отошел ко Господу видный государственный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант; главный начальник III отделения Собственной Е.И.В. канцелярии и шеф жандармерии князь Алексей Фёдорович Орлов.
Он родился 19 октября 1787 года и был незаконнорожденным сыном Фёдора Орлова — одного из братьев Орловых, помогавших Императрице Екатерине II взойти на престол. По указу Императрицы «воспитанники» Фёдора Орлова получили дворянские права и фамилию отца. Выбрав военную карьеру, Алексей быстро преуспел на этом поприще. Принимал участие во всех наполеоновских войнах, с 1805 года до взятия Парижа. Участник Аустерлицкого и Бородинского сражений, он был «приближен» сначала Великим князем Константином Павловичем, а затем и самим Императором Александром I. В 1820 году Орлов был произведён в генерал-адъютанты и вскоре сумел доказать свою преданность престолу. Такая возможность представилась 14 декабря 1825 года, когда Алексей Фёдорович, командуя конной гвардией, лично ходил в атаку на каре восставших. За участие в подавлении восстания на Сенатской площади А.Ф.Орлов заслужил признательность нового монарха: уже на следующий день Государь Николай I наградил его графским титулом.
Первая ответственная миссия, выполненная Орловым с большим успехом, была связана с подписанием Андриапольского договора, который увенчал победу России над Османской империей в 1829 г. После заключения мира ближайшей задачей русской внешней политики стало восстановление конструктивных дипломатических отношений с Османской империей, с этой целью в Константинополь было направлено чрезвычайное посольство во главе с А.Ф.Орловым. Вскоре по прибытии в Константинополь Орлов снискал «особое расположение султана». «Я не могу даже сказать, как доволен Орловым, он в самом деле действует так, что удивляет даже меня, несмотря на моё расположение к нему»,— писал Император Дибичу в феврале 1830.
Новая миссия Орлова в Турции была связана с босфорской экспедицией русского флота 1833 года: при его участии был подписан Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась в случае необходимости прийти на помощь Турции. В ответ Османская империя брала обязательство при вооружённом конфликте закрыть проливы для военных судов иностранных держав. За успех в босфорской операции граф Орлов был произведён в генералы от кавалерии и торжественно принят Государем в Красном Селе при собрании гвардейских войск. С 1845 г. года вслед за А.Х.Бенкендорфом Орлов возглавлял III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Во второй половине 1840-х годов принял участие в работе практически всех важных государственных комиссий.
Новым Императором Александром II Орлов был назначен возглавлять российскую делегацию на Парижском конгрессе (1856), вырабатывавшем политическое устройство Европы по итогам неудачной для России Крымской войны; подписал от России Парижский мирный договор на приемлемых для Императора условиях. Вскоре Орлов Занял пост председателя Государственного совета и председателя Совета министров, а в конце своей жизни участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 года.
Сегодня мы также вспоминаем полковника, участника войны 1812 года, Георгиевского кавалера Александра Захаровича Путьковского (?-1849); участника Синопского сражения, контр-адмирала Александра Семеновича Стройникова (1824-1886), мастера храмовой архитектуры Павла Петровича Зыкова (1821-1887); этнографа-беллетриста, почетного академика Петербургской Академии наук Сергея Васильевича Максимова (1831-1901); писателя Викентия Викентьевича Вересаева (1867-1945).