Его основная творческая жизнь пришлась на времена перемен, на смутное время для нашей страны, когда менялись маяки, черное становилось белым, а белое – черным, когда пропагандировались и брали верх чуждые нам ценности, когда к власти нагло и нахраписто шли циничные люди, когда у русского человека терялось представление, куда идти и для чего жить. И в это время Вячеслав Клыков показал людям путь, те вешки, по которым надо двигаться.
Все его работы посвящены русским героям и святым – тем людям, на которых надо равняться, которые своей жизнью показали пример любви и преданности Богу, Родине и русскому народу. Всем своим творчеством он утверждал основу, на котором стояла и должна стоять Россия – Православие, Самодержавие и Народность. Всей своей жизнью и творческой деятельностью Вячеслав Клыков показывал свое уважительное отношение к русской истории, свою любовь к русскому народу и Русской земле.
Он не был иконой, он был человеком со страстями. Это был человек энергичный. Он мог сказать резкое слово, совершить резкий поступок, но он никогда не шел на поводу у чужого мнения, он никогда не выслуживался перед вышестоящими, он четко отстаивал свою линию. За это его не все любили, у него было много врагов, но у него было и много друзей. К нему тянулись люди, видя в нем ту харизму, которая привлекает человека, дает ему уверенность в завтрашнем дне.
Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Царь-Страстотерпец Николай II, воины-иноки Ослябя и Пересвет, преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, Святитель Савва Сербский, Равноапостольные Князь Владимир и Княгиня Ольга, Святой Благоверный Князь Дмитрий Донской, святой Илия Мурмец, митрополит Иоанн (Снычев), Князь Святослав, Георгий Жуков, Василий Шукшин – вот те ключевые фигуры в его творчестве, предначертавшие своими подвигами судьбы России. Это те маяки нашей русской истории, на которые указывал Вячеслав Клыков и которым он посвящал свое творчество.
Все его творчество пронизано темой грандиозной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Самым значительным по масштабу стал его памятник на Прохоровском поле под Курском. На пятидесятиметровую высоту взметнулось белоснежная свеча-звонница, увенчанная золотой державою и вычеканенными словами Христа: «Больше сея любви никтоже имать, да кто положить душу свою за други своя».
Господь сполна наградил Вячеслава Михайловича талантом. В.Клыков был не только прекрасным скульптором – он был и ярким общественно-политическим деятелем. Он прикладывал все усилия для того, чтобы объединить русский народ и разрозненные патриотические организации. Люди верили ему, тянулись к нему, шли за ним, понимая, что он многих может объединить. Он как бы стоял над всеми, над происходившей вокруг суетой. Он четко знал и видел, что и как нужно делать.
Он так любил курскую землю, свою родную деревню Мармыжи. Его сердце болело, когда он видел заброшенные деревни, необработанные поля. Он построил у себя в деревне прекрасную церковь, около которой он и похоронен. Я только что вернулся с места его погребения. Помянуть Вячеслава Михайловича собралось около пятисот человек. Его вспоминали друзья, товарищи, земляки. Сейчас происходят посвященные ему выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия. Его именем назван проспект в Курске, ему поставлен памятник; проходят «Клыковские чтения», посвященные его творчеству и собирающие лучших русских ученых.
Вячеслав Михайлович стоял у истоков создания Международного фонда письменности и культуры. По его инициативе мы впервые в 1992 году принесли Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме, пронеся его через все славянские страны. По инициативе Фонда, площадь Ногина в центре Москвы была переименована в Славянскую площадь, в центре которой был установлен памятник святым Кириллу и Мефодию. По инициативе Фонда организовывались православные книжные выставки, проводились выставки «Свет миру», проходили фестивали, конкурсы, возводились памятники. Именно в этом и заключались разносторонность и масштабность Вячеслава Клыкова – его на все хватало.
Вселенские масштабы Вячеслава Михайловича, его готовность отдать себя для России, привлекали к нему многих и самых разных людей. Это была масштабная русская личность, которая заставляла себя уважать, которая не только словами, но и делами показывала, что нужно делать России, в чем смысл жизни русского человека, куда ему надо идти и что делать, чтобы Россия вновь стала православной и монархической страной, той, которая нужна Богу.
Александр Крутов, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала «Русский дом», специально для «Русской народной линии»