Вчера, 30 мая, в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
Постоянными членами Священного Синода являются: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. К участию в заседаниях летней сессии (март-август) также приглашены: митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав.
«У нас сегодня очень большая повестка дня. Мы должны рассмотреть целый ряд важных вопросов, касающихся жизни Русской Православной Церкви, реорганизации некоторых епархий, ― сообщил, открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл. ― Нам нужно подумать о том, какие шаги следует сделать для того, чтобы церковная жизнь в целом ряде регионов была более интенсивной и отвечающей требованиям Архиерейского Собора». По словам Его Святейшества, к заседанию были подготовлены отчеты всех синодальных учреждений. «Мы должны оценить работу всех синодальных учреждений и наметить перспективы дальнейшего движения», ― отметил Предстоятель Русской Церкви.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о совершившейся в Болгарской Православной Церкви канонизации мучеников Батакских и Новосельских (журнал № 50). Синод постановил включить в месяцеслов Русской Православной Церкви: имена священномучеников Петра и Нейчо, мучеников Трендафила, Иоанна, Илии и прочих мучеников Батакских — с празднованием памяти 4 (17) мая; имена священномучеников Николая и Георгия, мученицы Сусанны и прочих мучеников Новосельских — с празднованием памяти 26 апреля (9 мая).
Во время подавления Апрельского восстания 1876 года в Болгарии пострадали священнослужители, окормлявшие жителей села Батак и сестер Новосельского женского монастыря, а также насельницы этого монастыря и несколько тысяч мирян. Достоверно известны немногие имена казненных христиан села Батак: священник Петр, священник Нейчо, миряне Трендафил Тошев, Иоанн и Илия. В Новосельском монастыре пострадали священник Николай Барбулов, священник Георгий Долгодрейский, Сусанна Чурбаджиева, а также семь монахинь. Священномученик Николай Барбулов с 1827 года служил священником в Новом селе (ныне город Априлци). Учился в Кишиневе, откуда привез в Болгарию русские церковные книги. Много потрудился на поприще обучения народа христианской вере. Пострадал 9 мая 1876 года. Священномученик Георгий Долгодрейский был рукоположен во священника в 1871 году. Мученически погиб 9 мая 1876 года в ходе подавления восстания.
16 марта 2011 года Священным Синодом Болгарской Православной Церкви Батакские и Новосельские мученики были причислены к лику святых. Память Батакских мучеников установлена 17 мая, память Новосельских мучеников — 9 мая. Святейший Патриарх Болгарский Максим направил Святейшему Патриарху Кириллу послание с просьбой включить мучеников Батакских и Новосельских в святцы Русской Православной Церкви.
В торжествах, посвященных памяти мучеников Батакских, 16-17 мая 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Болгарского Максима приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом.
Во исполнение определения Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) Священный Синод образовал 22 марта 2011 года рабочую группу при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь. Рабочую группу возглавил епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии. Синод также постановил принять Положение об этой рабочей группе на очередном заседании Священного Синода (журнал № 31).
Священный Синод, заслушав рапорт епископа Солнечногорского Сергия, постановил переименовать данную рабочую группу в комиссию при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь. Решением Синода утверждено «Положение о комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь» (журнал № 57).
Также участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение о деятельности Синодальных учреждений и комиссий в 2010 году (журнал № 46). Синод постановил одобрить отчеты о работе за 2010 год следующих Синодальных учреждений и комиссий: Управления делами Московской Патриархии; Отдела внешних церковных связей; Издательского Совета; Учебного комитета; Финансово-хозяйственного управления; Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдела по делам молодежи; Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; Информационного отдела; Отдела по тюремному служению; Комитета по взаимодействию с казачеством; Патриаршего совета по культуре; Библейско-богословской комиссии; Комиссии по канонизации святых; Комиссии по делам монастырей. Священный Синод постановил также принять к сведению отчет Синодальной богослужебной комиссии.
22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви, утвердив состав Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси, определил на очередном заседании Священного Синода принять Положение об этой комиссии (журнал № 30). Участники заседания Священного Синода заслушали доклад митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси, об утверждении Положения об указанной комиссии. Синод принял решение утвердить «Положение о Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси» (журнал № 48).
Также на заседании Синода был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участившихся в последнее время случаях преследований христиан в различных регионах мира, в том числе об убийствах и казнях священнослужителей и мирян, уничтожении христианских храмов и домов, а также других проявлениях христианофобии (журнал № 51). Выразив озабоченность в связи с угрозами жизни, дискриминацией и ущемлением прав христиан на свободу вероисповедания, Священный Синод принял заявление в связи с ростом христианофобии в мире. Представительствам Московского Патриархата при международных организациях под руководством Отдела внешних церковных связей поручено предпринять меры для широкого распространения Заявления Священного Синода.
Участники заседания Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа. Постановлением Синода викарием Московской епархии с титулом Воскресенский избран игумен Савва (Михеев), наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы (журнал № 45). Место наречения и хиротонии игумена Саввы (Михеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На заседании Синода был заслушан доклад митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, с прошением об образовании двух новых епархий на территории Республики Мордовия (журнал № 41).
Синод постановил: образовать в пределах Атюрьевского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Краснослободского, Старошайговского, Темниковского, Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия, — Краснослободскую епархию, выделив ее из состава Саранской епархии; образовать в пределах Ардатовского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Дубенского и Чамзинского районов Республики Мордовия, — Ардатовскую епархию, выделив ее из состава Саранской епархии.
Правящему архиерею Краснослободской епархии определено иметь титул Краснослободский и Темниковский; правящему архиерею Ардатовской епархии — титул Ардатовский и Атяшевский. Решением Синода преосвященным Краснослободским и Темниковским определено быть епископу Рузаевскому Клименту, викарию Саранской епархии. Временное управление Ардатовской епархией поручено митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию. Преосвященным Рузаевским, викарием Саранской епархии, определено быть епископу Якутскому и Ленскому Илии.
Священный Синод выразил глубокую признательность митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию «за двадцатилетнее попечение о благоустроении Саранской епархии, благодаря которому пастырская, духовно-просветительская и храмостроительная деятельность на Мордовской земле являет собой образец архипастырских трудов».
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2011 года епископу Якутскому и Ленскому Илии определено быть епископом Рузаевским, викарием Саранской епархии (журнал № 41). Епископом Якутским и Ленским определено быть архимандриту Роману (Лукину), избранному 6 октября 2008 года Священным Синодом (журнал № 82) епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии. Место наречения и хиротонии архимандрита Романа (Лукина) во епископский сан оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (журнал № 42).
На заседании Синода также было принято решение об образовании новых епархий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (журнал № 43). Синод постановил выделить из состава Тобольско-Тюменской епархии Ханты-Мансийскую (в пределах Ханты-Мансийского автономного округа) и Салехардскую епархии (в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа). Правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии определено иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский; правящему архиерею Салехардской епархии — титул Салехардский и Ново-Уренгойский.
Епископом Ханты-Мансийским и Сургутским избран архимандрит Павел (Фокин), настоятель Николаевского ставропигиального прихода города Рима. Место наречения и хиротонии архимандрита Павла (Фокина) Синод определил оставить на благоусмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Преосвященным Салехардским и Ново-Уренгойским определено быть епископу Звенигородскому Николаю, викарию Московской епархии.
Священный Синод выразил признательность архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию за двадцатилетние труды по организации миссионерской и пастырской работы, а также храмостроительства на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, благодаря чему стало возможным возрождение церковной жизни в этих регионах.
На заседании Синода также был рассмотрен вопрос о положении дел в Красноярской епархии (журнал № 44). Приняв во внимание «протяженность расстояний между епархиальным центром Красноярской епархии и отдаленными районами Красноярского края, имея в виду необходимость усиления миссионерской, духовно-просветительской, а также храмостроительной деятельности в этих районах», Синод постановил образовать в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов, Енисейскую епархию, выделив ее из состава Красноярской епархии.
Правящему архиерею Енисейской епархии определено иметь титул Енисейский и Норильский; правящему архиерею Красноярской епархии — титул Красноярский и Ачинский. Преосвященным Енисейским и Норильским определено быть епископу Чукотскому и Анадырскому Никодиму. На Анадырскую и Чукотскую кафедру назначен епископ Воскресенский Серафим, викарий Московской епархии. Синод выразил благодарность архиепископу Красноярскому и Ачинскому Антонию за понесенные им труды по началу возрождения церковной жизни в северных районах Красноярского края.