Вчера днем на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему мужчине голову. Ранее Шамиль Джигкаев не раз заявлял, что ему поступали угрозы о расправе за написанное им стихотворение. Причем неизвестные грозились именно обезглавить его, сообщает газета "Коммерсант".
Тело Шамиля Джигкаева около 15:00 недалеко от поселка Редант нашли полицейские, выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть. Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шее, лежал возле опоры канатной дороги. По словам участников осмотра, на месте обнаружения тела не было никаких следов борьбы. Скорее всего, труп привезли туда на машине и выбросили.
Родственники поэта считают, что это была месть фанатиков-мусульман за сатиру «Отправляются волчата совершать хадж», в котором описывался реальный случай осквернения осетинских святынь. Осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились на кладбище, у мемориала жертвам теракта в бесланской школе №1 «Город ангелов». По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями, причем к подросткам присоединились и их родители, сообщает ИА «Новый регион».
Представители Духовного управления мусульман Чечни утверждали, что паломники остановились для совершения вечернего намаза, а в этот момент на них напали местные жители с битами, молотками, камнями и автоматическим оружием.
Через месяц после этого в журнале «Мах дуг», издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева «Отправляются волчата совершать хадж» – о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии. Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским.
Муфтий Духовного управления мусульман республики Али-Хаджи Евтеев, подавший заявление, говорил на допросе, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у других представителей религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего вскоре ушел в отставку.
Эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам... Этому "богоугодному делу" ваххабитов учить не надо», – рассказывал сам Джигкаев.
«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», – заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.
В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они «сожалеют о происшедшем» и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».
Осетинский блоггер Алан Салбиев приводит подстрочный перевод стихотворения Джигкаева, приведшего к его гибели:
Едут волчата на Хадж
Нет конца их преступлениям
Не угомонятся кровожадные хищники
Даже кидаются на солнце.
Святая книга этих волков – клыки
Даже молитва – с преступным умыслом
Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери
Совершают перед Богом злодеяние.
Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Увлажняйте свои могилы!
Проклятые, будьте прокляты! – пусть помочится
На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.
«Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы», - пишет блоггер.
Шамиль Федорович Джигкаев, пожалуй, самый известный из современных осетинских поэтов. Родился он 25 февраля 1940 года в селении Дзомаг Южной Осетии. Осенью 1952 года его родители переселились в село Камбилеевское Северной Осетии, где в 1958 году он окончил среднюю школу, сообщает Оsetins.com. Высшее образование получил в г. Орджоникидзе, окончив филологический факультет Северо-Осетинского государственного пединститута. В Северо-Осетинском госуниверситете работал с 1970 года. С 1990 года – заведующий кафедрой осетинской литературы, а с 1996 года – заведующий кафедрой осетинского литературного творчества. В 2001 году Джигкаев был назначен деканом факультета осетинской филологии и журналистики, а в 2002 году – деканом факультета осетинской филологии.
«Наглое и циничное преступление должно быть тщательно расследовано, а его организаторы и исполнители должны понести заслуженную кару. Ибо если изверги, способные на подобные зверства, останутся безнаказанными, общество наше скатится в состояние первобытного варварства»,— заявил вчера архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима.